В книге пророка Иеремии Господь говорит: «отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве» (Иеремия 7:22). Как примирить эти слова Господа с тем, что в Исход 20:24 мы видим повеления о жертвах и всесожжениях?
Исторический контекст
Надо понимать, в какой период звучит это обращение к народу израильскому — это время духовного упадка. В той же главе Господь говорит о лицемерии народа, одновременно поклоняющегося и истинному Богу, и идолам (Иеремия 7:8-10):
Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы.
9 Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете,
10 и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости.
При поверхностном чтении могло бы показаться, что всё логично: люди грешат, потом приносят жертвы за грех, потом опять грешат…
Но на самом деле происходило нечто иное: они приходили в Храм Господень, думая, что совершение обрядов в Храме даёт им индульгенцию, позволение жить во грехе, ничего не меняя.
Итак, обличая Свой народ, Господь говорит (Иеремия 7:21-23):
…всесожжения ваши прилагайте к жертвам вашим и ешьте мясо;
22 ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве;
23 но такую заповедь дал им: «слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо».
Послушание, жертвы, всесожжения
После того, как Господь вывел еврейский народ из египетского рабства, Он повелел Моисею сказать народу такие слова (Исход 19:5):
…итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля.
Уже после этих слов Господь говорит о всесожжениях и жертвах (Исход 20:24):
сделай Мне жертвенник из земли и приноси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя.
Заключение
В основе всех действий народа израильского должно было быть послушание Господу; без послушания жертвы не нужны. Дополнительную ясность вносит и анализ первоисточника: во фразе не говорил… и не давал заповеди (lo dibbarti welo tziwwitim) используется отрицательная частица לא (lo), которая в сочетании с фразой כי אם (ki ‘im = но), которой начинается следующий стих, означает не абсолютное отрицание, но определение приоритетов*: сначала послушание, потом жертвоприношения.
Очень жаль, что израильтяне, жившие во времена Иеремии, забыли стих 1 Царств 15:22, где пророк Самуил, обращаясь к царю Саулу, говорит:
Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов.
*) Похожая ситуация — когда приоритетность повелений передаётся с помощью противопоставления и отрицания, — рассматривается в статье «Христос послал меня не крестить, а благовествовать».
© 2017 Николай Гудкович.