Вопреки тому, что утверждают атеисты, агностики и даже некоторые верующие люди, в Библии нет идеи «слепой веры». Напротив, Бог, будучи Богом истины, призывает ищущих его познавать и учиться, как написано: «Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума» (Притчи 23:23).


Слепа ли вера?

Самаряне поверили в Иисуса, услышав свидетельство женщины о совершённом Им чуде, но ещё больше — когда послушали Самого Иисуса, и уверовавшие говорили той женщине: «…уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Иоанна 4:42). Они уверовали, поскольку слышали и узнали.

Лука называет более благоразумными жителей Верии, которые «приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деяния 17:11). В следующем стихе Лука сообщает результат: «многие из них уверовали». Этот согласуется с Римлянам 10:17, где написано, что у веры есть источник — слово Божье: «вера от слышания, а слышание от слова Божия». Вере предшествует знание.

Пётр велит христианам: «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петра 3:15). Если бы христиане руководствовались слепой верой, то это повеление не имело бы смысла — на все вопросы христианин мог бы отвечать: «Почему я верю в Бога? Почему считаю Иисуса Христа своим Спасителем? Да просто так. Вера слепа и не требует никаких доказательств».

 

«Не видевшие, но уверовавшие»

Евангелист Иоанн, продолжая историю с апостолом Фомой, пишет: «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Иоанна 20:29). Иисус явно ожидает, что будут люди, не видевшие Его, но уверовавшие (ср. 1 Петра 1:8). Эти люди не смогут, подобно Фоме, проверить, вложив пальцы в раны Спасителя. На чём же должна основываться их вера? Апостол Иоанн отвечает: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Иоанна 20:31).

Чтобы люди, не видевшие Иисуса, могли в Него уверовать, нам дано слово Божье, Библия.

Читая Библию, мы можем познать Бога — и уверовать в Него, как написано: «вы, читая, можете усмотреть моё разумение тайны Христовой» (Ефесянам 3:4). Разумение тайны Христовой — это не просто размышления апостола, но боговдохновенная истина (см. Ефесянам 3:3), и мы можем знать её, прочитав его послание.

 

«Верою, а не видением»

Павел пишет, что «мы ходим верою, а не видением» (2 Коринфянам 5:7), то есть противопоставляет веру видению. Означает ли это, что вера противопоставляется знанию? Нет.

Вся четвёртая глава второго послания Коринфянам посвящена тому, что христиане не должны унывать (2 Коринфянам 4:1). Да, нас преследуют, нам угрожают — в том числе и смертью — и это есть видение, это действительность, от которой нельзя отмахнуться. Но мы не унываем, «зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед [Собою] с вами» (2 Коринфянам 4:14). Мы не унываем, «ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворённый, вечный» (2 Коринфянам 5:1). «Ходить верой» неразрывно связано со знанием: «…и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, — ибо мы ходим верою, а не видением, — то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Коринфянам 5:6–8).

Заключение

Итак, вера и знание связаны между собой, и знание предшествует вере. Тщательное и постоянное изучение Писания увеличивает познание Бога и укрепляет веру, тем самым ослабляя и сводя на нет сомнения.


Примечание. Греческое слово πίστις (pistis, G4102), переведённое как вера, встречается в Новом Завете 244 раза. Оно используется, как правило, в трёх значениях: 1) вероучение; 2) убеждённость в чём-либо; 3) повиновение. Однокоренные слова:

πιστεύω (pisteuo, G4100) — веровать;

πιστικός (pistikos, G4101) — настоящий, неподдельный, чистый (от примесей);

πιστός (pistos, G4103) — верный;

πιστόω (pistoo, G4104) — вверять.


© 2014, 2017 Николай Гудкович.

Share