Теория дней-эпох — одна из жалких попыток примирить макроэволюционную модель происхождения Вселенной с библейским повествованием о сотворении мира. Эта теория утверждает, что дни, упоминающиеся в первой главе книги Бытия — на самом деле эпохи длительностью в миллионы лет. Среди многих причин несостоятельности этой теории — греческое слова eita, означающее «потом».


Главная сложность, с которой сталкиваются сторонники теории дней-эпох, — тот факт, что в книге Бытие Бог создал мир за 6 дней, каждый из которых состоял из вечера и утра. Согласно эволюционным теориям (их несколько), история мира насчитывает миллиарды лет, причём люди появились на земле не на шестой день, но всего около шестидесяти миллионов лет назад. Как это совместить с книгой Бытие? Нужно доказать, что это были не буквальные двадцатичетырёхчасовые дни, а периоды времени произвольной и значительной длины.

Вот один из аргументов сторонников теории дней-эпох: «Шестой день не мог быть просто днём, потому что в этот период произошло слишком много событий; это должен был быть длинный период времени».

В шестой день Бог создал животных, живущих на суше, и людей: мужчину и женщину. В этот же день, между сотворением Адама и Евы, Бог дал Адаму заповедь возделывать сад и не есть плодов с одного из деревьев, потом Адам назвал всех животных и птиц, и потом Бог создал Еву (Бытие 1:27; Бытие 2:15–24).

Как же греческое слово может послужить доказательство того, что шестой день сотворения был обычным днём? Дело в том, что создание Адама и Евы упоминается в Новом Завете. Апостол Павел пишет (1 Тимофею 2:13): «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева». Вдохновенный автор использовал слово εἶτα (eita), которое означает «потом, кроме того, после этого». Павел, казалось бы, просто указывает на последовательность событий: Адам был создан первым, Ева после него. Слово eita разделяет события во времени; может ли оно указывать на произвольно большие временные интервалы?

Вот как Иисус говорит о создании Адама и Евы: «…не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчиной и женщиной сотворил их?» (Матфея 19:4). Он говорит о сотворении мужчины и женщины «вначале» как о едином событии; странно было бы, если бы Ева была сотворена спустя миллионы лет после Адама.

Посмотрим на другие примеры применения слова eita.

…взяв полотенце, препоясался. 5 Потом [eita] влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам.

Иоанна 13:4,5.

Иисус… говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. 27 Потом [eita] говорит ученику: се, Матерь твоя!

Иоанна 19:26,27.

…упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом [eita] приходит диавол и уносит слово из сердца их.

Луки 8:12.

(Сравним с параллельным стихом Марка 4:15: [Посеянное] при дороге означает тех, в которых сеется слово, но [к которым], когда услышат, тотчас (εὐθέως, eutheos) — сразу, немедленно] приходит сатана и похищает слово).

 

…явился Кифе, потом [eita] двенадцати.

1 Коринфянам 15:5.

 

(Обстоятельства этого подробно описаны в Луки 24, где описывается ещё один насыщенный день, — тот самый, когда воскрес Иисус Христос. Здесь стоит обратить внимание на фразу в тот же день в Луки 24:13, и на тот факт, что в Луки 24:29 не говорится, что настал вечер, но лишь о том, что день склонился к вечеру).

В Марка 4:17 и Марка 4:28 мы видим примеры того, как слово eita используется для указания на последовательность событий без точной временной привязки («потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются»; «земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно»). Сюда же можно отнести стих Иакова 1:14,15: «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; 15 потом [eita] похоть, зачав, рождает грех». Мы точно не знаем, как скоро похоть породит грех, знаем только, что это непременно случится, если мы позволим, чтобы похоть нас увлекала и обольщала.

В 1 Коринфянам 12:28 и Евреям 12:9 слово eita имеет значение «кроме того»: «также [eita] дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки»; «Притом [eita], мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их…».

Итак, слово eita может указывать на 1) близость событий во времени; 2) порядок событий во времени; 3) введение нового элемента перечисления или нового аргумента. Оно не означает и не подразумевает существенного временного интервала. Ева была сотворена вскоре после создания Адама, в шестой день творения, который был обычным двадцатичетырёхчасовым днём.


© 2014–2017 Николай Гудкович.

Share