Противники Библии на протяжении веков использовали хеттов как аргумент против достоверности Писания — никаких археологических свидетельств существования этого народа, упомянутого в Библии более сорока раз, не было. Всё изменилось в девятнадцатом веке, когда в Африке и Малой Азии были найдены египетские надписи, упоминающие о державе хеттов.


Хетты в Библии

20-й век до н. э. Первое упоминание о хеттах (в Библии — сыны Хета, Хеттеяне или Хеттеи) мы находим в Бытие 15:20, где они перечисляются среди народов, населяющих территорию между Нилом и Евфратом, а их прародитель — сын Сидона и внук Хама, упоминается в Бытие 10:15.

19-й век до н. э. Одно время хетты владели городом Кириаф-Арба, и в Бытие 23 описывается, как Авраам купил у них место для погребения Сарры, своей жены, где позже был похоронен и сам Авраам (Бытие 25:9,10).

Исав, брат Иакова, взял себе двух жён из народа хеттов (Бытие 26:34), что весьма огорчило его родителей — Исаака и Ревекку (Бытие 26:34,35, Бытие 27:46).

15-й век до н. э. Прошли столетия. Книга Исход вновь упоминает хеттов — как один из народов, чья земля будет отдана евреям (Исход 3:17, Исход 13:5, Исход 23:23, Исход 23:28, Исход 33:2, Исход 34:11); книга Чисел упоминает, что хетты жили в горах (Числа 13:30).

Во Второзаконии о хеттах говорится в числе семи народов, которые представляют духовную опасность для народа израильского (Второзаконие 7:1); Бог повелел израильтянам уничтожить эти народы, чтобы они не научили Израиль тем мерзостям, которые творили сами, и за которые их теперь настигла кара (Второзаконие 20:16–18).

Книга Иисуса Навина описывает суд над нечестивыми народами и вторжение израильтян, которые должны были привести Божий приговор в исполнение, в Ханаан. В самом начале книги территория от Ливана до реки Евфрат называется «землёй Хеттеев» (Иисус Навин 1:4) — хетты, возможно, занимали доминирующее положение среди других народов, населявших тогда Ханаан (Иисус Навин 3:10).

Хетты вступили в союз с прочими народами Ханаана, чтобы противостоять вторжению израильтян (Иисус Навин 9:1, Иисус Навин 11:3), и — потерпели поражение вместе со всеми (Иисус Навин 12:7–24, Иисус Навин 24:11).

Израильтяне не выполнили Божью волю о суде над нечестивыми народами Ханаана — поэтому в книге Судей мы читаем, что хетты сохранили за собой часть территории Ханаана (Судей 1:26, Судей 3:5).

11-й век до н. э. Хетт по имени Ахимелех служил царю Давиду (1 Царств 26:6). Другой хетт — Урия — был мужем Вирсавии, которая впоследствии стала женой царя Давида (2 Царств 11:3). Урия был храбрым воином, одним из лучших у царя Давида (2 Царств 23:39).

10-й век до н. э. Соломон сделал хеттов, наряду с другими народами, населявшими Ханаан до вторжения, оброчными работниками (3 Царств 9:20). Это, однако, касалось только тех хеттов, которые жили на территории Израильского царства, потому что держава хеттов по-прежнему существовала (3 Царств 10:29). Соломон не был воинственным человеком, поэтому его внешняя политика предполагала заключение династических браков; среди его жён были и хеттеянки (3 Царств 1:11).

9-й век до н. э. В период разделённого царства, хетты упоминаются вместе с египтянами как возможные наёмники израильтян в войне против Сирии (4 Царств 7:6).

5-й век до н. э. Оба царства евреев — Иудея и Израиль — пали, и их жители были уведены в плен. После возвращения в Иудею обнаружилось, что хетты, наряду с другими народами, по-прежнему населяют территорию Иудеи и Израиля и по-прежнему остаются нечестивыми народами; народ израильский во многом поддался их влиянию (Ездра 9:1). Больше хетты в Писании не упоминаются, кроме как в исторической ретроспективе (Неемия 9:8) или как символ нечестия (Иезекииль 16:3).

 

«Несуществующие» хетты

Перенесёмся мысленно в первую треть девятнадцатого столетия и поставим себя на место противников Библии. Эти люди размышляли примерно так: египтяне часто упоминаются в Библии; хетты упоминаются наряду с ними. Мы знаем, где находится Египет, история древнего Египта достаточно хорошо изучена, египетские иероглифы расшифрованы. А где хетты? Где их города, где памятники, где надписи?

Людям, отвергающим Библию как источник божественного откровения, казалось, что это был сильный аргумент против достоверности Библии.

 

Неспешное открытие

Итак, какими фактами о хеттах учёные располагали в начале 19-го века?

  1. Хетты упоминаются в Библии.
  2. Археологических находок, подтверждающих их существование, нет.
  3. В Библии сказано, что некоторые нечестивые народы будут изглажены из памяти.
  4. О хеттах в Библии не сказано прямо, что память о них будет изглажена.

Факт №3 давал возможное объяснение факту №2. Факты №2 и №4, соединённые вместе, вызывали сомнения в достоверности факта №1, но факт №4 оставлял надежду, что… факт №2 — вовсе не факт.

В 1844-м году Франсуа Шампольон издал научный труд, содержавший описание и расшифровку египетских надписей в храме Амона (Карнак), а также надписей в храмах Луксора и Абидоса. В этих надписях упоминался «великий царь (страны) Хатти», с которым фараон Рамзес II заключил мирный договор после битвы при Кадисе (Кадеше). Хетты при этом остались незамеченными, поскольку в ту эпоху в моде были египтяне.

В 1906-м году немецкий археолог Хуго Винклер обнаружил в Турции порядка 10000 глиняных табличек, среди которых были таблички на аккадском языке (лингва франка Ближнего Востока в 13-м веке до н. э.). В этих табличках описывалась битва хаттийцев с египтянами и содержался мирный договор с фараоном, который именовался «великим царём Египта»; приведенная родословная египетского фараона позволила археологам идентифицировать его как Рамзеса II.

Первые надписи на лувийском языке, родственном хеттскому, были найдены в 1812-м году, но открытие прошло незамеченным. Только в конце 19-го века таблички с надписями удалось вывезти из Турции, а их расшифровка, начатая в первой трети 20-го столетия Арчибальдом Сейсом, Бедржихом Грозным и Фридрихом Иоганннесом, была завершена только в 1960-м году.

Заключение

Надо сказать, что отсутствие археологических находок, подтверждающих существование хеттского государства, не является аргументом против достоверности Библии. Одним из наказаний Божьих было изглаживание нечестивых из памяти человечества (Иезекииль 6:6, Псалтирь 9:5 [9:6]); хеттов нельзя назвать благочестивым народом, поэтому ничего удивительного не было бы, если бы их цивилизация погибла, не оставив никакого материального следа.

Аргументом против достоверности Библии могло бы быть полное отсутствие археологических находок, подтверждающих существование каких бы то ни было народов, событий, языков и т. д., упоминающихся в Библии (так дело обстоит с книгой Мормона, например).

Подтверждение же существования хеттов — это просто дополнительный аргумент в пользу того, что Библия является источником, достойным доверия.


© 2016 Николай Гудкович.

Share