Изображение обнажённой натуры присуще всем видам искусства. Должно ли у христиан быть какое-то особое отношение к произведениям искусства, изображающим обнажённое тело?


Как люди воспринимают искусство

Восприятие искусства индивидуально, субъективно. Есть люди, которые без ума от ранних импрессионистов; кому-то больше по душе старые немецкие мастера, такие как Кранах или Дюрер. Кому-то нравятся картины Сальвадора Дали, кому-то нет. Кто-то считает «Гернику» Пабло Пикассо гениальной, кто-то не видит в картине ничего особенного. Коммерческий поп-арт Энди Уорхола не оставляет равнодушным почти никого, но нравится далеко не всем.

Как это ни парадоксально, но эстетическое восприятие подчиняется объективным законам. Можно с большой степенью объективности утверждать, что это произведение искусства является настоящим шедевром, а то — мазнёй. Это, впрочем, другая история.

Сейчас отметим только, что христиане в эстетическом смысле практически не отличаются от всех остальных людей: нам нравится одно, не нравится другое; иногда нам нравится мазня или не нравится шедевр. Возьмите двух христиан и покажите им картину Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре» и вы получите два разных мнения; то же с большой долей вероятности будет с картинами Татьяны Яблонской, Марии Примаченко — вне зависимости от жанра.

Кто даёт талант людям искусства

В Исход 31:2–5 Господь говорит Моисею:

смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина;
и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством,
работать из золота, серебра и меди,
резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела.

Специально для украшения Храма Господь наделил человека по имени Веселеил способностью делать изделия из драгоценных металлов и дерева, а также обрабатывать драгоценные камни. Впрочем, все люди без исключения, каким бы скромным талантом они не обладали, получили его от Бога.

Соответственно, люди, которые прославились как живописцы, скульпторы, поэты, писатели, — все они получили свой талант от Бога. Возникает вопрос: а кто дал талант Анатолю Франсу, автору антиклерикального романа «Восстание ангелов»? Ответ будет всё тот же: талант даёт Бог; человек решает как именно использовать свой талант. Многие люди используют свой талант неправильно, но это не отменяет того факта, что талант у них всё же есть.

Эстетика и этика

У любого произведения искусства есть две стороны: эстетическая и этическая. Те люди искусства, которые забывают о том, что талант им дал Бог, часто сосредотачиваются на эстетике, полностью забывая об этике. Однако, христиане должны помнить об обеих составляющих.

Примером может служить «Давид» Микеланджело. Гениальный скульптор высек из камня фигуру юноши, показав, что он во всех подробностях изучил анатомию человека. Эстетически «Давид» почти безупречен, а этически? Микеланджело, изображая юношу, который готовится победить Голиафа, придал ему черты античного героя, то есть представил его зрителю… обнажённым. Праща намекает нам, что перед нами вроде бы скромный пастух Давид перед схваткой с филистимлянином; нагота говорит нам, что это либо Геркулес, либо Тезей. Да, Давид отказался одеть тяжёлые латы, но всё же он был одет! Кто-то скажет: Микеланджело гений, он настолько же выше толпы, насколько его Давид выше среднего человека (высота статуи — 5,17 м); что ему до правил приличия, что ему до условностей? Я отвечу: пусть Микеланджело гениальный человек, но он — человек. Господь говорит людям (Исаия 55:8): «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои». Перефразируя следующий стих, Исаия 55:9, можно сказать, что как небо выше земли, так Господь выше самого гениального человека, и мысли Господа выше мыслей любого гения.

* * *

Одна христианка, теперь уже, к сожалению, бывшая, как-то делилась своими впечатлениями от спектакля. Спектакль, по её мнению, был настоящим шедевром. Да, признала она, ей сложно произнести название пьесы в разговоре, поскольку из трёх слов одно матерное, но актёры играли гениально. Режиссура была на высоте, а диалоги были, как в детской присказке, ещё выше. Всё было ге-ни-аль-но. Но. Но: это не зрелище для христианина.

Бог дал кому-то талант, этот человек распорядился своим талантом, как сам захотел, и рано или поздно ответит за всё, что он сделал, в том числе и за созданные им произведения искусства.

* * *

«Так что же, если существует христианский университет, и там есть кафедра искусств, то на этой кафедре не будут изучать „Давида“ Микеланджело?» — спросит иной потрясённый любитель искусства. Да, если вкратце, то статуя Давида, изваянная великим Микеланджело, не подходит в качестве учебного пособия для христианского университета. «Но тогда ведь из культуры выпадает целый пласт!» Нет, никакой пласт не выпадает. Умение воспроизводить обнажённое тело человека художественными методами не является обязательным для того, чтобы стать успешным художником или фотографом, искусствоведом или галеристом.

Немного нейрофизиологии*

Нейрофизиология в статье про искусство? Это может показаться крутым поворотом сюжета, но одной лишь этикой и эстетикой обойтись не удастся.

Как мы видели выше, восприятие объектов искусства — явление субъективное. Ниже мы увидим, что восприятие обнажённого тела, напротив — совершенно объективно. Что имеется в виду? Опытным путём установлено, что при рассматривании обнажённой натуры в мозгу человека непроизвольно вырабатываются два вещества: допамин и норэпинефрин. Эти вещества вырабатываются независимо от того, как человек воспринимает данное изображение (как искусство, как учебный образец, как эротику или порнографию); на нейронном уровне и этические и эстетические соображения уходят на второй план. Допамин — нейротрансмиттер**, отвечающий за удовольствие и хорошее настроение. Норэпинефрин — нейротрансмиттер, отвечающий за память; он закрепляет увиденный образ в памяти, делая его доступным воспоминанию.

Итак, что происходит, когда человек смотрит на обнажённую натуру? Допамин стимулирует центр удовольствия, в то время как норэпинефрин сохраняет изображение в памяти. Гиперстимуляция центра удовольствия приводит к снижению его чувствительности.

Когда человек думает о чём-либо (смотрит на что-либо), то у него меняется физическая структура нервных клеток и связи между ними; иными словами, наши мысли изменяют наш мозг.

Наркоману, который хочет получить ту же меру удовольствия, которую он получил, впервые приняв наркотик, приходится постоянно увеличивать дозу (помните — гиперстимуляция центра удовольствия приводит к снижению чувствительности). Человеку, который рассматривает изображения, содержащие обнажённую натуру, для поддержания уровня удовольствия нужно не просто больше изображений, а больше разнообразных изображений или изображений большей степени интенсивности (то есть изображений групп изображённых людей, сцен сексуального насилия, детской порнографии).

Наконец, человек, рассматривающий обнажённую натуру, видит предмет, а не человека (потому что задействуются другие центры мозга). Отношение к обнажённому телу — чисто потребительское, как к куску хорошо прожареного мяса или к сочному, сладкому фрукту. Это необходимо понимать тем, кто утверждает, что произведения искусства, изображающие обнажённое тело, якобы славят Творца, сотворившего это тело. Эти произведения не славят Творца по той простой причине, что мысль человека, смотрящего на изображение обнажённого тела, просто не дойдёт до Творца и славы Божьей, остановившись на материях гораздо более приземлённых. Чисто физиологически.

Заключение

Восприятие искусства в целом субъективно, поскольку субъективны эстетические взгляды, однако существуют объективные правила этики, продиктованные Творцом и записанные в Библии, которые проводят черту между пристойностью и непристойностью, в том числе и в искусстве.

Все таланты людям даёт Бог. Каждый человек искусства несёт ответственность за то, как он распоряжается своим талантом. Талант и гениальность не могут оправдать создания непристойных произведений, поскольку тот же Бог, который дал людям разнообразные таланты, дал им способность различать добро и зло.

Писание учит нас хранить себя чистыми. Христианин не должен осквернять себя созданием или рассматриванием непристойного произведения искусства, а изображение обнажённой натуры, естественно, не является пристойным.

Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.

Филиппийцам 4:8.


Источники:

Harrub, Brad. An open letter to the FHU board regarding nudity in art. [Электронный ресурс]. URL: https://www.focuspress.org/2018/02/12/open-letter-fhu-board-regarding-nudity-art/.


*) Нейрофизиология — раздел физиологии, изучающий функции нервной системы.

**) Нейротрансмиттеры — химические вещества, задействованные в передаче информации между нейронами.


© 2018 Николай Гудкович.

Share