Каждый год с новой силой вспыхивают дискуссии — когда нужно праздновать Рождество? В конце ли декабря или в начале января? Ответ, конечно, нужно искать в Библии. Давайте поищем вместе.


Когда мог родиться Иисус Христос?

Некоторые исследователи считают, что Иисус Христос родился в феврале; другие полагают, что в марте, — тогда как есть и те, что допускают, что это событие произошло в апреле. Не исключена возможность, что Спаситель родился в мае; есть сторонники у версии, что Рождество случилось в июне, но не обойдён вниманием и месяц июль. Август? Да, говорят иные, возможно это случилось в августе, хотя есть и другие, которые утверждают, что именно в сентябре юная Мириам (Мария) родила своё Дитя. Мог ли Мессия прийти в наш мир в октябре? Есть люди, которые приняли этот вариант, как окончательный; с ними, однако, не согласятся те, кто относят Рождество к ноябрю. Остаются декабрь и январь, и можно смело сказать, что большинство людей всё же считают эти месяцы временем рождения Иисуса Христа.

Вы, наверное, уже догадались почему так много версий: потому что Библия не даёт даты рождения Мессии. Здесь бы нужно было остановиться, вспомнив слова Писания (Второзаконие 29:29):

Сокрытое [принадлежит] Господу Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего.

Господь, давая нам Писание, не открыл этой даты, и это значит, что… но я забегаю вперёд.

Ранние христиане не праздновали ничего подобного католическому или православному Рождеству. Откуда же появился этот праздник?

Солнцестояние, которое стало Рождеством

Ранняя отступническая церковь, выродившаяся позднее в католическую (от которой ещё позже откололись православные церкви) столкнулась с необходимостью вытеснить из сознания новообращённых языческие праздники, и в 350 г. н. э. папа Юлий I провозгласил 25 декабря днём рождения Христа. Именно в этот день, 25 декабря, в день зимнего солнцестояния, заканчивался праздник Брумалии, который был посвящён Бахусу (Дионису) — богу виноделия и пьянства, Сатурну (Кроносу) — богу времени и земледелия, и Церере (Деметре) — богине плодородия.

Внимательные читатели уже недоверчиво вздёрнули бровь: почему это днём зимнего солнцестояния назван день 25 декабря, если хорошо известно, что в Северном полушарии наклон оси вращения Земли в направлении от Солнца принимает наибольшее значение 21-22 декабря? Ответ: потому что Юлий Цезарь в 45 г. до н. э. назначил в календаре имени себя самым коротким днём в году (лат. bruma) именно 25 декабря. На это у него были все основания, поскольку тогда этот день действительно был самым коротким. Позже, из-за разницы между длительностью календарного и тропического (солнечного) года, день зимнего солнцестояния начал смещаться к началу декабря. В 1582 году зимнее солнцестояние могло припасть на 12 декабря; надо признать, что папа Григорий XIII сделал всё от него зависящее, чтобы солнцестояние не стало осенним: в своём (григорианском) календаре он перенёс зимнее солнцестояние на 10 дней вперёд — на 22 декабря (естественно, он перенёс все даты на 10 дней вперёд: после четвёртого октября 1582 года настало не пятое, а сразу пятнадцатое).

Россия перешла на григорианский календарь 14 февраля 1918 года (спустя каких-нибудь 335 лет после того, как это сделали Испания, Португалия, Италия, Великое Княжество Литовское и Королевство Польша); Русская православная церковь не перешла на григорианский календарь никогда — и именно поэтому большинство православных считают днём рождения Иисуса Христа 7 января.

Когда не мог родиться Иисус Христос?

Ирония, однако, заключается в том, что рождение Господа могло произойти почти когда угодно между мартом и октябрём-ноябрём, но не в период с декабря по февраль: папа Юлий I выбрал наиболее неудачную дату из всех возможных. Впрочем, его цель — замена языческого празднества в сознании его паствы на условно христианское — была достигнута.

Почему же Господь не мог родиться ни в декабре, ни в январе, ни в феврале? Дело в том, что евреи обычно выгоняли стада в поле в месяце нисане (который примерно соответствует марту-апрелю в григорианском календаре), а загоняли обратно — в мархешване (октябрь-ноябрь). В Библии же сказано, что, когда ангел сообщил пастухам о рождении Мессии, пастухи несли ночную стражу возле стада — в поле (Луки 2:8).

 

Важна не дата, важен факт

Итак, мы отсеяли три месяца, и их осталось девять. В какой же из них родился Мессия? Библия не говорит об этом прямо, но пришло время раскрыть одну тайну: точная дата рождения Иисуса Христа совершенно не важна. Важен факт: Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины (Иоанна 1:14). Важно то, что Сын Человеческий пришёл, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Матфея 20:28), и в Нём мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов (Колоссянам 1:14).

Что же делают те, кто празднует православное или католическое Рождество? Эти люди придерживаются человеческой традиции — древней, но не имеющей никакого библейского основания. Не стоит забывать также и том, что для многих людей Рождество практически никак не связано с Иисусом Христом и с христианством — это просто время теплых семейных встреч или вечеринок с друзьями, время подарков, песен, и веселья. Если вы празднуете Рождество как религиозный праздник, то знайте, что ваше поведение не угодно Богу.

Как мы видим, радостное событие — приход в мир Мессии, Спасителя всего человечества, — люди, отступившие от учения Христова, превратили в суетный калейдоскоп обычаев и традиций, не имеющих ничего общего с евангельской простотой. Сквозь всю суету, окружающую традиционное празднование Рождества, проступает первоначальное предназначение этого, с позволения сказать, праздника — заставить язычников забыть о почитании Кроноса, Деметры и Бахуса. Что гораздо хуже — история появления этого праздника свидетельствует, к сожалению, о полном неуважении к Писанию со стороны людей, заявляющих о себе, что они христиане.

Если вы хотите праздновать рождение Иисуса Христа, то самое лучшее исполнение этого желания — стать христианином и стараться вести непорочную жизнь. Апостол Павел говорит об этом так (1 Коринфянам 5:8):

Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.

 

Примечание. Рождественский вертеп

Рождественский вертеп — это изображение сцены рождения Иисуса*: фигурки Марии, матери Иисуса, её мужа Иосифа, и Младенец в яслях; вокруг яслей стоят животные: осёл и вол. Тут же три волхва с дарами, пастухи, ангелы (в виде людей с крыльями).

Рождественский вертеп является зримым воплощением того неуважения к Писанию, которое окружает всю католическо-православную рождественскую суету.

Итак, рождение Иисуса Христа: город Вифлеем, куда Мария и Иосиф приехали для участия в переписи населения; места в гостинице не нашлось, и поэтому новорождённого Младенца положили в кормушку для скота (ясли, см. Луки 2:6-7). Вполне возможно, что Марии и Иосифу предоставили пустующий хлев, так что наличие вола и осла, как и его отсутствие, — чистый домысел, Библия об этом не говорит.

Пастухи действительно нашли Иисуса ещё в кормушке для скота (Луки 2:16), но, когда пришли волхвы, Иисус уже был в доме (Матфея 2:11).

Библия ничего не говорит о количестве волхвов, но традиция называет число три — очевидно, по числу даров. Поскольку дары волхвов были поистине царские, то традиция иногда называет волхвов восточными царями (тут тоже путаница: дары царские, поскольку они принесены Царю); нужно ли говорить, что Библия ничего не говорит о царственности волхвов. Молчит Библия также и о том, как звали волхвов; у традиции готов ответ — Каспар, Мельхиор, Бальтазар.

Ангелов не было ни в яслях, ни в доме — они явились пастухам, находившимся в поле (Луки 2:8). Однако, где бы ни появлялись ангелы, Библия никогда не изображает их в виде людей с крыльями (не говоря уже о том, чтобы изображать ангелов — грозных посланников Божьих, при виде которых людей обычно охватывал ужас — как голеньких кучерявых младенчиков с крылышками).


*) В контексте Рождества у слова вертеп есть ещё одно значение: народный кукольный театр. Не вдаваясь в подробности, скажем, что он имеет ещё меньшее отношение к библейским событиям, — меньшее даже, нежели кудрявые розовощёкие ангелочки или волхвы (они же восточные цари) Каспар, Мельхиор и Бальтазар.


© 2017 Николай Гудкович.

Share