Во время поездки в Китай одного брата из Украины тамошние христиане спросили — позволительно ли хлопать во время пения на Богослужении, и он, не подумав, ответил положительно. Потом, после возвращения в Украину, этот брат задумался и озадачился — правильно ли он ответил. Эта статья — ответ на его сомнения.


Что Бог велит делать (касаемо пения)?

…исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.

Ефесянам 5:18,19.

 

Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

Колоссянам 3:16.

 

Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.

Евреям 13:15.

 

Очевидно, что у христиан есть заповедь петь. Мы должны делать это, назидая, научая и вразумляя друг друга. Мы должны помнить, что не просто поем, но поём Господу, то есть для Господа. Он наш Слушатель, и Он оценивает, угодно Ему такое пение или нет.

Пение должно быть плодом уст, прославляющих имя Божье. Поем ли мы о спасении, о любви, о трудностях ли, которые Господь помогает преодолевать, или о том блаженстве, которое Он приготовил для нас и дает уже сейчас — мы устами прославляем Его имя.

 

Как Бог велит петь христианам?

Фарисеи всегда уделяли много внимания тому, что, как и когда они делают. Это было правильно, за одним исключением: в своих духовных поисках они руководствовались так называемым преданием старцев, а не словом Божьим.

Иисус сказал о них (Матфея 7:6,7):

…люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

Фарисеи чтили Бога устами, но сердце их в этом не участвовало, и потому их почитание Бога было напрасным.

 

Попробуем разобраться, как именно нам нужно петь для Господа, чтобы наш плод уст не был напрасен.


И всё, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.

Колоссянам 3:17.

Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.

1 Коринфянам 10:31.

…всё сие да будет к назиданию.

1 Коринфянам 14:26.

…всё должно быть благопристойно и чинно.

1 Коринфянам 14:40.


Итак, христиане должны петь:

  1. Во имя Господа Иисуса Христа, то есть Его властью.
  2. Во славу Божью.
  3. К назиданию.
  4. Благопристойно и чинно.

 

Теперь постараемся ответить на следующие вопросы:

1. Являются ли хлопки во время пения плодом уст, прославляющим имя Его, — таким, который велено приносить Богу?

Хлопки являются, если угодно, плодом рук, но не уст. Нам же сказано возносить плод уст. Подобно этому, Ною было велено использовать для постройки дерево гофер, а не какое-либо другое; Надаву и Авиуду использовать определенный огонь, а не какой им заблагорассудится; и т. д.

Мне могут возразить, что хлопки не заменяют, а сопровождают пение, но такое дополнение тоже не имеет никакого библейского обоснования.

Дело в том, что хлопки — это не образ действия, а сами по себе — действие.

Действие это происходит параллельно пению и может мешать взаимному назиданию, научению и вразумлению христиан.

2. Почему вообще люди хлопают во время пения?

Обычно хлопки являются способом выразить одобрение. Мы слышим аплодисменты в театре, в опере, в цирке, на стадионе — в местах общественных развлечений — так слушатели/зрители выражают свое одобрение.

Очевидно, что хлопки, которые мы обсуждаем, не являются аплодисментами —поскольку само собой разумеется, что поклонение — не развлечение, и во время поклонения есть лишь один Зритель — Бог.

Ещё одна возможность — хлопки (в такт мелодии) могут быть своеобразной музыкой. Эта возможность во время поклонения невозможна, потому что единственной музыкой, которую Господь повелел нам исполнять, есть музыка, рождающаяся в сердце и исполняемая устами.

Кроме того, хлопки могут быть способом выражения эмоций вообще. В данном случае их предлагается считать проявлением радости, счастья и благодарности Богу за все Его благословения. Давайте посмотрим, насколько это правомерный аргумент.

Давайте помнить, что мы поем во славу Божью и для взаимного назидания:

Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.

1 Коринфянам 14:17.

Этого должно было бы хватить, однако есть ещё один нюанс, который нужно отметить.

Логично предположить, что христиане всегда благодарны Богу, а не только во время пения. Любого искреннего христианина, который серьезно задумается над тем, как обильно Бог благословил его, охватит волна благодарности… но всегда ли эта благодарность находит выход в хлопках? Нет, только во время пения.

При этом не будем забывать, что пение само по себе является выражением эмоций (именно счастья, радости, благодарности — см. Иакова 5:13), — пение, а не хлопки (которые, как я уже сказал, являются отдельным действием и плодом рук, а не уст).

Греховно или безразлично?

Библия говорит, как нужно петь, оставляя большой простор для творчества, но не давая возможности заниматься во время Богослужения отсебятиной. Если христианин понимает всё вышеизложенное, то он понимает так же, что любое дополнение к пению во время Богослужения будет грехом:

…всё, что не по вере, грех.

Римлянам 14:23.

Завершу словами апостола Павла (1 Коринфянам 7:35), потому что он в точности выразил ту мысль, которую я хотел бы высказать последней в этой статье:

Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.


© 2017 Николай Гудкович.

Share