Зачем Бог поместил в Эдемском саду дерево познания добра и зла? Может ли человек познавать добро и зло, не совершая греха? Давайте разберёмся.


Начнём с текста (Бытие 2):

7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть

17 а от дерева познания добра и зла — не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь.

У читателя может возникнуть вопрос: зачем же нужно было сажать в Эдемском саду дерево с такими смертоносными плодами? И далее — если употребление плодов дерева познания добра и зла является грехом, то как же познавать, что есть добро и что есть зло?

Из неправильного толкования этих стихов родилось ложное представление о том, что познание неотделимо связано с грехом, поэтому будет полезно разделить эти два понятия.

Методы познания

Познание может быть эмпирическим или теоретическим. Эмпирическое познание предполагает использование таких методов, как наблюдение, эксперимент, измерение, и сравнение. Методы теоретического познания таковы: анализ, синтез, дедукция, индукция, классификация, формализация, идеализация, абстрагирование, моделирование, аналогия.

В наши дни можно часто услышать вопросы такого рода: «Если я не попробую наркотики, то как я узнаю, что это плохо?». Здесь в качестве метода познания человек выбирает метод эксперимента. Интересно при этом, что никто в своём уме не задаётся вопросом — «как мне узнать, что опасно бросаться под поезд, пока я хоть раз не брошусь?». Почему же в случае поезда люди предпочитают использовать наблюдение и сравнение, аналогию и моделирование? Вероятнее всего, людям кажется, что эксперимента с поездом они не переживут, тогда как смертельность наркотических опытов им не так очевидна.

В случае с наркотическими веществами есть ещё одна причина того, почему некоторые люди считают необходимым непременно попробовать: ожидаемое удовольствие, новые ощущения, «расширение сознания» (это последнее стоит в кавычках, поскольку едва ли помутнение можно всерьёз называть расширением).

Впрочем, ещё в древности некоторые неглупые (хотя и жестокие) люди догадались, что опьянение можно неплохо познавать с помощью наблюдения (таким образом избегая всех последствий экспериментального подхода). Плутарх в своём сочинении «Сравнительные жизнеописания» (Ликург, 28) пишет, что спартанцы «застав­ля­ли ило­тов* пить несме­шан­ное вино, а потом при­во­ди­ли их на общие тра­пезы, чтобы пока­зать моло­де­жи, что такое опья­не­ние».

Познание добра и зла

Как могло быть

Вернёмся в Эдемский сад, где перед первыми людьми встал вопрос о том, какой метод познания добра и зла им избрать. Можно ли было избежать эксперимента, который закончился изгнанием Адама и Евы из сада? Безусловно.

Смотрите, что сказал Бог человеку: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла — не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» (Бытие 2:16,17). Сложно ли было прибегнуть к индукции и синтезу? Адам и Ева могли рассуждать так: «Бог установил некое правило и сообщил его нам; придерживаться этого правила — добро, нарушить его — зло». Происходит ли тут познание добра и зла? Да. Конечно, Адам и Ева могли бы оставаться в неведении относительно всех видов зла, но они точно знали бы первый критерий различения добра и зла: согласуется ли данное действие с волей Божьей?

Как было

Что же произошло? Сатана задал Еве вопрос: «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Бытие 3:1). Заметьте, что сатана старается посеять сомнение: «Неужели Бог запретил есть плоды всех деревьев?». Ева с достоинством ответила, что ей с Адамом можно есть плоды всех деревьев, кроме плодов дерева познания добра и зла, каковые запрещено есть под страхом смерти (Бытие 3:2,3). Сатана пускает в ход второе своё оружие — откровенную ложь: «Нет, не умрёте» (Бытие 3:4, иными словами: «Бог солгал вам, а я говорю правду»), и продолжает: «но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Бытие 3:5). Вот наживка, которую сатана предлагает простодушной Еве: «Бог скрывает от вас сокровенное знание, но я на вашей стороне и открываю вам глаза**!». Ева посмотрела на плоды дерева познания добра и зла новыми глазами: запрет Бога забыт; вместо этого — понимание, что плоды выглядят вполне съедобными, что они приятны на вид, и, наконец, что их очень хочется поесть, потому что они дают возможность получить знание (Бытие 3:6). Какое знание, Ева? Какое важное знание, которое невозможно получить, не нарушая Божьего повеления?

Неизвестно, что думала мать всех живущих, когда она ела запретный плод. Неведомо, о чём она думала, давая этот плод Адаму. Известно, что съев этот плод, первые люди узнали, что они обнажены (Бытие 3:7). Это, похоже, и всё, что они успели узнать.

Два знания

Вот знание, которое можно было получить, не нарушая заповедь Божью: «То, что Бог повелел делать — добро; что, что Он запретил — зло». Банально? Да. И ценно. И жизненно важно.

Вот знание, которое люди получили, нарушив слово Божье: «Мы — голые». Свежо, нетривиально? Да. И совершенно бесполезно. Адам и Ева осознали, что есть проблема, но не знали как её решить. Чтобы скрыть наготу, они сделали себе опоясания, то есть пояса (Бытие 3:7). Проблема не была решена, поскольку они и в поясах остались обнажёнными, ведь пояса — не одежда. Как всегда, проблему человечества решил Бог: Он сделал Адаму и Еве «одежды кожаные, и одел их» (Бытие 3:21).

Заключение

Зачем Бог поместил в саду Эдемском дерево познания добра и зла, повелев не есть его плодов под страхом смерти? Для того, чтобы Адам и Ева, используя логику, начали бы различать добро и зло. Первые люди могли бы научиться этому, не нарушая заповедь Божью; никто не обрекал их на грех, никто не подталкивал их к совершению весьма дорогой ошибки с далекоидущими последствиями.

Так было в древние времена, то же верно и сейчас: получение знаний по-настоящему нужных человеку не требует грешить. И наоборот: преступая волю Божью, человек не получает ничего ценного — никаких важных и полезных знаний.


*) Илоты — в древней Спарте земледельцы, находившиеся на промежуточном положении между крепостными и рабами.

**) Многие люди до сих пор верят — повторяя ошибку Евы — что Бог скрыл от них что-то важное, и ищут знаний где угодно, кроме Библии. Такие люди рано или поздно поймут, что они ошибались. Я молю Бога, чтобы они осознали свою ошибку, пока ещё можно всё исправить.


По-украински: Дерево пізнання добра і зла.


© 2017 Николай Гудкович.

Share