Некоторые христиане отстаивают такую идею: разногласия в церкви по вопросам учения допустимы и терпимы, если эти вопросы относятся к категории «второстепенных». В подтверждение этого лжеучения обычно приводят стих 1 Коринфянам 11:19, часть которого вынесена в заголовок. Эта статья посвящена разбору темы разделений в церкви.


Призыв к единству

В первой главе первого послания коринфянам звучит призыв: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений (schismata), но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Коринфянам 1:10). Павел пишет, что между христианами не должно быть разделений.

Почему же нужно было призывать коринфян к единству? Потому что в коринфской церкви были споры (erides, 1 Коринфянам 1:11) и разделения (1 Коринфянам 11:18):

…слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения (schismata), чему отчасти и верю.

Как мы уже видели выше, этих разделений не должно было быть. Тогда как понять следующий стих, 1 Коринфянам 11:19?

Ибо надлежит быть и разномыслиям (haireseis) между вами, дабы открылись между вами искусные.

С одной стороны, разделений между христианами быть не должно, а с другой стороны — между ними надлежит быть разномыслиям (здесь словом разномыслие переведено греческое hairesis, от которого происходит наше слово ересь). Нет ли здесь противоречия?

Что говорит первоисточник?

Противоречия нет; есть неудачный перевод.

Во-первых, слово надлежит — это греческое dei, которое означает в первую очередь необходимость, продиктованную природой объектов или обстоятельств. Павел верит, что среди коринфян есть разделения, поскольку, учитывая сложившуюся духовную атмосферу в их церкви, разномыслия между ними неизбежны. Апостол не говорит, что разделения (ереси) угодны или допустимы — он просто указывает на то, что в данной ситуации они неминуемы.

Во-вторых, слово искусные. Греческое dokimos значит одобренный, испытанный, проверенный.

Разделения (ереси) — если уж они неизбежны — должны приводить к тому, чтобы выяснилось, которое из соперничающих учений одобрено Богом.

В Коринфе одни христиане говорили, что они ученики Павла, Кифы, Аполлоса (то есть делились на фракции внутри церкви; 1 Коринфянам 1:12), тогда как другие справедливо указывали, что они — ученики Христовы. Это разделение ясно показывает, что христиане, считающие себя учениками Христовыми, правы, а их братья и сёстры, считающие себя учениками апостолов и других проповедников, — заблуждаются.

Идеальное разрешение этой ситуации таково: христиане, которые заблуждались, должны были исправиться. Если же еретики решили бы упорствовать в своём заблуждении, то сторонники одобренного Богом учения были бы обязаны отделиться от тех, кто придерживается ереси, — потому что нет ничего общего у света с тьмой, и нет общения праведности с беззаконием (2 Коринфянам 6:14).

Заключение

Бог учит нас через Павла, что разделения (ереси) в церкви недопустимы. Кроме того, Он учит, что никаких «второстепенных вопросов учения» не существует*.

1 Коринфянам 11:18,19 учит, что если в церкви возникают разные взгляды на какой-либо вопрос учения, то христиане должны разобраться, какой взгляд соответствует Писанию, и те, кто придерживался ошибочного мнения, должны исправиться.


*) Некоторые вопросы, касающиеся Библии, но не являющиеся вопросами учения, можно отнести к категории второстепенных. Таков, например, вопрос о том, сжёг ли Иеффай свою дочь, или отдал её служить в Храме (Судей 11:30–40).


По-украински: «Бо мусять між вами й поділи бути».


См. также:

«Христос послал меня не крестить, а благовествовать».

Должны ли христианки покрывать голову в собрании церкви?


© 2017 Николай Гудкович.

Share