В Новом Завете есть стих, который часто приводят как аргумент в пользу необязательности крещения — в 1 Коринфянам 1:17 Павел пишет:  «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать». Это яркий пример того, как, по слову Петра, «невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели», извращают слова Писания. О чём же здесь говорит Павел?


Как это бывает всегда и со всеми высказываниями — не только библейскими — здесь важен контекст. Мы знаем, что в коринфской церкви был ряд духовных проблем. Первая проблема, которой касается апостол Павел, — разделение. Он начинает с призыва к единству (Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. — 1 Коринфянам 1:10), и объясняет, почему касается этой темы: потому что ему стало известно, что коринфские христиане делятся на фракции — одни называют себя последователями Павла, другие — Аполлоса, третьи — Петра.

Павел задаёт коринфянам ряд риторических вопросов (1 Коринфянам 1:13):

Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?

После этого апостол развивает тему крещения — в контексте разделений. Очевидно, что коринфяне кичились тем, кто из братьев их крестил, присваивая разный статус людям, которые крещены апостолами — Павлом и Петром, известным проповедником — Аполлосом, и неименитыми христианами; эти последние, похоже, скромно говорили: «я — Христов» (1 Коринфянам 1:12).

Павел, безусловно, знал слова Господа, которые нам известны как Великое Поручение (Матфея 28:19-20):

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам…

Буквальный перевод этого отрывка: «Итак, идя, сделайте учениками все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». Это обычная для греческого языка конструкция, когда общее указание передаётся глаголом в повелительном наклонении (научите = сделайте учениками), а конкретные шаги раскрываются деепричастиями (идя, крестя, уча).

Знал Павел и прощальные слова Господа, известные нам по Евангелию от Марка 16:15-16:

И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.  Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

Важность крещения для того, чтобы стать учеником Христовым — очевидна. Связь крещения и спасения тоже очевидна. Однако повеление Христа было не о крещении, а о благовестии (одним из элементов которого является крещение). Об этом и пишет Павел в 1 Коринфянам 1:17:

Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.

Буквальный перевод первой части стиха: «Ибо не послал меня Христос крестить, но благовествовать». Противопоставление расставляет приоритеты, а не отрицает важность крещения для спасения.

Павел словно говорит коринфянам:

Не так важно, кого крестил я, кого Пётр, а кого Аполлос. Не так важно, кто именно из братьев крестил вас — важно, что вы услышали здравое учение о спасении («слово о кресте» — 1 Коринфянам 1:18) и в итоге приняли крещение от служителей, сотрудников Божьих (см. 1 Коринфянам 3:5-9). Наша цель была — благовествовать вам, и мы это сделали, но не от своего имени и не своей властью.

Для того, чтобы спастись, человек должен услышать слово Божье, уверовать, покаяться в своих грехах, исповедовать Иисуса Христа своим Господом, — и принять водное крещение (погрузиться в воду). Крещение, венчающее все эти действия, помещает человека во Христа, и Господь прилагает новообращённого к Церкви.

Мы, христиане, проповедуем Евангелие — добрую весть о том, что любой человек может спастись. Это Евангелие включает в себя учение о грехе, о праведности, о суде, о Церкви, о спасении (сюда входит учение о важности слова Божьего, о вере, о покаянии, о исповедании Христа Господом, о крещении). Мы не проповедуем о чём-то одном — только о крещении, или только о покаянии — потому что тогда мы учили бы не всей истине. Христиане проповедуют Христа, и в результате успешной проповеди появляются новые ученики Христовы, новые христиане — крещение же в этом процессе играет свою предписанную Господом роль.

Итак, Господь Иисус Христос повелел христианам проповедовать Евангелие и приобретать новых учеников Христовых (крещение включается сюда постольку, поскольку оно является частью учения о спасении). Об этом и пишет Павел христианам в Коринфе — в контексте призыва к единству.


Статьи на схожую тематику:

«Надлежит быть и разномыслиям между вами».


© 2016 Николай Гудкович.

Share