Полузнание хуже незнания: слова Христа о том, что богатому трудно войти в Царство Небесное, породили у многих людей ошибочное представление, что Иисус Христос был противником богатства и защитником пролетариата*. Носители социалистических идей с удовольствием записывают Господа в свои ряды, называя Его чуть ли не первым социалистом. Разберёмся — мешает ли богатство войти в Царство Божье?


Если вкратце, то богатство само по себе не мешает и не помогает войти в Царство Небесное. Бог нелицеприятен (Римлянам 2:11) — Он не взирает на лица; праведный угоден Ему, а нечестивый омерзителен, — независимо от того, беден ли негодяй, богат ли праведник.

Вот, пожалуй, один из библейских стихов, который подытоживает всё, что нужно знать на тему бедности и богатства:

Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат.

Притчи 28:6.

Данное высказывание — не сравнение богатого с бедным, а противопоставление порочного и непорочного.

Однако, остаётся вопрос: что же делать со словами Иисуса «истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное»? Ответ: нужно посмотреть на них в контексте и сопоставить параллельные отрывки.

Евангелие от Матфея повествует о некоем юноше, который спросил Иисуса, как ему получить жизнь вечную. Иисус ответил, что для этого нужно соблюсти заповеди Божьи, перечислив некоторые из них. Юноша спросил тогда, что ещё нужно, поскольку, по его мнению, заповеди он уже соблюдал. Иисус ответил, что ему для достижения совершенства нужно раздать всё своем имение нищим. Юноша, огорчившись, ушёл.

Комментируя его уход, Иисус сказал Своим ученикам (Матфея 19:22-23):

…истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

Отметим пока что: богатому человеку трудно войти в Царство Небесное. Не невозможно, но трудно.

Марк в своём евангелии добавляет замечательную деталь (Марка 10:23-24):

И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!

Вот окончательный вывод: если богатый человек надеется на своё богатство, а не на Бога, то ему трудно будет войти в Царство Божье (заметим попутно, что выражение «Царство Небесное» в этом контексте синонимично сочетанию «Царство Божье»). Юноша, который спрашивал Иисуса, как ему добиться жизни вечной, полагался на своё богатство настолько, что мысль о том, чтобы расстаться с имением огорчила его.

Хорошей иллюстрацией здесь служит отрывок Притчи 30:7-9, где мудрец просит Бога не давать ему ни богатства, ни нищеты, поскольку в нищете появляется искушение красть и поминать имя Божье напрасно, а в богатстве таится другая опасность: пресытившись, человек может возгордиться и отречься от Бога («кто Господь?»).

* * *

Разбирая отрывок о юноше, надеявшемся на своё богатство, полезно ответить на ещё один вопрос: должны ли богатые христиане в наши дни раздавать своё имение нищим? Ответ: речь вообще не шла о том, что богатые люди должны раздавать своё имущество. Слова Христа относились, во-первых, конкретно к тому юноше, который обращался к Нему, а кроме того — ко всем, кто хочет иметь жизнь вечную и надеется при этом на своё богатство

Автору известна печальная ситуация, когда христианин, разбогатев и решив, что Бог ему больше не нужен, оставил Церковь; критерии успеха этого человека сильно изменились вместе с улучшением материального положения: он считал, что только сумма дохода определяет, угоден ли человек Богу. В этом случае трудно не признать, что потеря состояния могла бы помочь ему, став отрезвляющим и смиряющим событием.

В заключение ещё раз отметим, что богатство само по себе не отвращает человека от Бога; опасность таится лишь в искушении мнимым величием, которое часто сопровождает материальный достаток. Библия упоминает множество примеров людей, которые побороли это искушение и прожили жизнь, угодную Богу.


*) Вот пример из творчества испанской панк-группы Ska-P, отлично иллюстрирующий, насколько безумные представления о Христе бытуют среди людей, которые имеют только отрывочные знания о Библии.

В их песне Villancico есть такие слова:

Jesucristo era un tío normal, / pacifista, intelectual, / siempre al lado de los pobres, / defendiendo sus valores, / siempre en contra del capital.

Иисус Христос был нормальным дядей (sic!) / пацифистом (sic!), интеллектуалом / всегда на стороне бедных / защищал их ценности / всегда против капитала (sic!)).

Подобный вздор можно простить людям искусства («я художник, я так вижу»), представителям маскульта и носителям карнавальной культуры, — но, к сожалению, у серьёзных политических и общественных деятелей в головах зачастую такая же каша.

Share