Читая у Матфея об этом сбывшемся пророчестве, читатели вправе задаться вопросом: «Где именно у пророков сказано, что Мессия будет назван Назореем?».


Евангелист Матфей пишет, что после возвращения из Египта, Иосиф (с Марией и Иисусом) поселились в Назарете (Матфея 2:22-23):

Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские
и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Иисус Христос, как известно, родился в Вифлееме, но большую часть жизни провёл в Назарете — небольшом галилейском городке. Кроме Матфея 2:23, слово Назорей встречается в Новом Завете 14 раз: так Иисуса Христа называли Его враги, так Его называли апостолы, так Он Сам называл Себя.

 

Назорейство

Некоторые исследователи предположили, что речь идёт о том, что Иисус Христос будет подобен назореям Ветхого Завета — людям, которые давали особый обет посвящения Господу (см. Числа 6:2-21). Назореи (др.-евр. избранные) должны были не стричь волосы и воздерживаться от употребления всего, что делается из винограда. Тот факт, что обет назорейства был временным обетом, а также отсутствие данных о том, что Иисус Христос принимал такой обет, сильно уменьшают состоятельность этой версии. Кроме того, Назорей (гр. Nazoraios) в Матфея 2:23 означает житель города Назарет. Здесь попросту нет связи с назорейством и назореями Ветхого Завета (гр. Naziraios/Nazeraios/Nazaraios, от др.-евр. nazar, освящаться; nezer, освящение). Итак, эта версия несостоятельна.

 

Пророчество Исаии о Ветви

Название города Назарет (евр. נצרת, natzeret; гр. Ναζαρέτ, nadzaret) скорее всего происходит от слова נצר (netzer, ветвь). Именно это слово использует Исаия, пророчествуя о Христе: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь (netzer) произрастет от корня его» (Исаия 11:1). Если Матфей имел в виду эти слова пророка Исаии, когда писал «да сбудется реченное через пророков» — то, во-первых, неочевидна связь между пророчеством о Ветви и Иисусом, а во-вторых, почему Матфей не сослался прямо на Исаию? Во всех случаях, кроме Матфея 2:23, когда авторы Нового Завета ссылаются на речения пророков, — идёт речь о конкретном пророке. Здесь же сказано реченное (не написанное) через пророков (не через пророка Исаию).

 

Назорей — житель Назарета

Ещё раз напомним: слово Назорей (гр. Nazoraios) в Матфея 2:23 означает житель города Назарет.

Как сбылось пророчество? — Иисуса называли Назореем.
Почему оно сбылось? — Потому что Иосиф и Мария поселились в Назарете.

Пророки предсказывали, что Мессия родится в Вифлееме, но ничего не говорилось о том, что Он родится в Назарете; более того, о самом Назарете известно очень мало и упоминания о нём появляются только в 3 веке н. э.

В этой неизвестности городка и кроется разгадка. Малоизвестный Назарет, однако, имел определённую репутацию: в евангелии от Иоанна мы читаем, как Филипп пришёл к Нафанаилу и сообщил ему, что они нашли Мессию, о Котором писал Моисей и пророки, Иисуса из Назарета; реакция Нафанаила была скептической: «из Назарета может ли быть что доброе?» (Иоанна 1:45-46). Вопрос Нафанаила не требовал ответа: он высказал популярное в его время предубеждение, что из Назарета ничего хорошего быть не может.

Более того, считалось, что и из Галилеи не может быть ничего хорошего. В разговоре Никодима с фарисеями с их стороны звучит соображение, что Христос не может прийти из Галилеи. Никодим отвечает, что, прежде чем судить человека, Закон требует выслушать его, на что следует раздражённое замечание фарисеев: «и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк*» (Иоанна 7:41-52).

 

Заключение

Итак, Иисус нарёкся Назареем (т. е. жителем Назарета) в том смысле, что Он был презрен людьми, поскольку дурная слава Галилеи и Назарета бросали тень на Него. Предсказывали ли это пророки? Конечно, да. Это предсказывал пророк Исаия:

Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.
Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.

Исаия 53:2-3.

Похожие мысли высказывал псалмопевец Давид** (Псалтирь 22:6-8 [21:7-9] — здесь двоякий смысл: Давид говорит и о себе, и о своём далёком Потомке; Псалтирь 118:22 [117:22], где Иисус Христос назван камнем, который отвергли строители); об этом же писал пророк Захария, который предсказал, что Иисус Христос будет предан за 30 сребренников (слова «высокая цена» в Захария 11:13 — ирония; 30 сребренников — цена раба).


*) Легко убедиться, что фарисеи, как это часто бывает в пылу полемики, ошибаются. Если бы они последовали своему совету и рассмотрели бы Писания, то увидели бы, что был как минимум один пророк, пришедший из Галилеи: Иона был родом из галилейского города Геф-Хефера (Гафхефера; см. Иисус Навин 19:13; 4 Царств 14:25).

**) Был ли Давид пророком? Да. Писание прямо говорит об этом в Деяния 2:29-30.

Share