Когда мы читаем в книге Притчей «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его», то у нас должен возникнуть вопрос: так всё-таки шесть или семь? Давайте разберёмся.


Притчи 6:16–19:

Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: 17 глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, 18 сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, 19 лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.

Сразу отбросим, как абсурдную, версию, что Господь ненавидит только шесть явлений из числа тех, которые для Него являются мерзостью.

Здесь применяется присущая семитским языкам фигура речи мидда (midda), риторический параллелизм. При этом не так важно, чтобы перечисление содержало названное количество пунктов (семь или четыре) — в книге пророка Амоса (см. ниже) говорится о трёх и четырёх преступлениях нечестивых государств, но называется, как правило, лишь одно. Цель этой фигуры — усилить впечатление и привлечь дополнительное внимание.


Примеры этой фигуры речи мы видим также в следующих отрывках (те из них, которые находятся в книге Притчей Соломоновых, называют ещё number proverbs, числовые притчи):

Иова 5:19:

В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло.

Притчи 30:15–17:

У ненасытимости две дочери: «давай, давай!» Вот три ненасытимых, и четыре, которые не скажут: «довольно!» 16 Преисподняя и утроба бесплодная, земля, которая не насыщается водою, и огонь, который не говорит: «довольно!»…

Притчи 30:18,19:

Три вещи непостижимы для меня, и четырёх я не понимаю: 19 пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице.

Притчи 30:21–23:

От трёх трясётся земля, четырёх она не может носить: 22 раба, когда он делается царём; глупого, когда он досыта ест хлеб; 23 позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей.

Притчи 30:29–31:

Вот трое имеют стройную походку, и четверо стройно выступают: 30 лев, силач между зверями, не посторонится ни перед кем; 31 конь и козел, и царь среди народа своего.

Амос 1:3–15:

Так говорит Господь: за три преступления Дамаска и за четыре не пощажу его, потому что они молотили Галаад железными молотилами. 4 И пошлю огонь на дом Азаила, и пожрет он чертоги Венадада. 5 И сокрушу затворы Дамаска, и истреблю жителей долины Авен и держащего скипетр — из дома Еденова, и пойдет народ Арамейский в плен в Кир, говорит Господь. 6 Так говорит Господь: за три преступления Газы и за четыре не пощажу ее, потому что они вывели всех в плен, чтобы предать их Едому. 7 И пошлю огонь в стены Газы, — и пожрет чертоги ее. 8 И истреблю жителей Азота и держащего скипетр в Аскалоне, и обращу руку Мою на Екрон, и погибнет остаток Филистимлян, говорит Господь Бог. 9 Так говорит Господь: за три преступления Тира и за четыре не пощажу его, потому что они передали всех пленных Едому и не вспомнили братского союза. 10 Пошлю огонь в стены Тира, и пожрет чертоги его. 11 Так говорит Господь: за три преступления Едома и за четыре не пощажу его, потому что он преследовал брата своего мечом, подавил чувства родства, свирепствовал постоянно во гневе своем и всегда сохранял ярость свою. 12 И пошлю огонь на Феман, и пожрет чертоги Восора. 13 Так говорит Господь: за три преступления сынов Аммоновых и за четыре не пощажу их, потому что они рассекали беременных в Галааде, чтобы расширить пределы свои. 14 И запалю огонь в стенах Раввы, и пожрет чертоги ее, среди крика в день брани, с вихрем в день бури. 15 И пойдет царь их в плен, он и князья его вместе с ним, говорит Господь.


© 2016 Николай Гудкович.

Share