Во многих религиозных организациях, относящих себя к христианским, принято соблюдать Вечерю Господню раз в месяц или раз в год. А как часто нужно принимать Вечерю Господню согласно Библии?


 

Господь Иисус Христос установил Вечерю и повелел Своим ученикам соблюдать её. Об этом мы читаем, в частности, в таких библейских отрывках, как От Матфея 26:26–29, От Марка 14:22–25, От Луки 22:17–20, и в 1 Коринфянам 11:23–25. В дополнение к повелению о Вечере мы читаем, что христиане должны соблюдать её до второго пришествия Христа (1 Коринфянам 11:26).

В этом большинство людей, называющих себя христианами, согласно, и мы можем перейти к вопросу о том, как часто нужно принимать Вечерю.

 

Дни поклонения в Законе Моисеевом

В Законе Моисеевом днём священного собрания и поклонения была, как известно, суббота (седьмой день недели).

…шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших.

Левит 23:6.

Нет никаких причин считать, что повеление о субботе как дне поклонения касалась только некоторых суббот; день покоя и священного собрания был в каждую субботу.

Итак, субботу нужно было соблюдать каждую неделю — это очевидно из Деяния 13:27, где написано:

…жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу.

 

Первый день недели

Рассмотрим теперь роль первого дня недели для христиан (в русском языке этот день называется «воскресенье»).

В этот день был сотворён мир (Бытие 1:1) и воскрес Христос (Иоанна 20:1). В этот день Он повторно явился ученикам (Иоанна 20:26). В этот день была установлена Церковь (день Пятидесятницы был на пятидесятый день после Пасхи, которая была в субботу — см. Левит 23:15,16).

Христиане не соблюдали субботу, однако они, как пишет Лука,

…постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.

Деяния 2:42.

В этом стихе в словосочетании «преломление хлеба» на греческом языке каждое слово стоит с артиклем (τῇ κλάσει τοῦ ἄρτου, tē klásei toú ártou), что означает, что это было какое-то особенное принятие пищи — в отличие от обычной трапезы в Деяния 2:46, где нет артикля и сказано, что христиане «каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу» (κλῶντές τε κατ᾿ οἶκον ἄρτον, klõntés te kat’ oíkon árton).

Итак, из Деяния 2:42 мы узнаём, что христиане собирались постоянно, но в какой именно день и как часто?

В Деяния 20:7 мы читаем:

В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.

Фраза «когда ученики собрались для преломления хлеба» означает, что ученики собирались регулярно и их главной целью было преломление хлеба. Здесь прямо сказано, что это было в «первый день недели». «Преломление хлеба» здесь стоит с артиклем — так же, как и в Деяния 2:42, — то есть означает Вечерю Господню.

Автор библейских комментариев Барнс (Barnes) так прокомментировал этот стих:

для преломления хлеба — очевидно, для соблюдения Вечери Господней. … Вероятно, апостолы и ранние христиане принимали Вечерю Господню каждый день Господень.

(Тут будет уместен вопрос: если ранние христиане принимали Вечерю каждое воскресенье, то кто и какой властью изменил это?)

Итак, ученики собрались для обычного (регулярного) принятия Вечери Господней. Это согласуется с тем, что мы читаем в Деяния 2:42, но теперь мы также знаем день недели, в который они собирались — это был первый день недели.

Логично будет предположить, что и другие действия, которые постоянно выполняли ранние христиане, они выполняли в первый день недели. Например, мы точно знаем, что тот же день, когда христиане принимали Вечерю, они также «пребывали в учении Апостолов» — Павел проповедовал им весь остаток дня до полуночи.

Что ещё регулярно происходило в первый день недели? В повелении о пожертвованиях Павел пишет в 1 Коринфянам 16:1,2:

При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. 2В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.

Здесь нужно отметить, что «у себя» — не совсем правильный перевод. Точнее было бы перевести соответствующе греческое выражение как «по-своему» то есть, по своему рассуждению.

Вспомним теперь, что, согласно Деяния 2:42, христиане «постоянно пребывали… в общении». Это не просто разговоры христиан, которые они ведут между собой, «поощряя к любви и добрым делам» (Евреям 10:24). То же самое греческое слово переведено в Римлянам 15:26 как подаяние:

…ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме.

Итак, общение включало в себя сборы для нужд церкви, пожертвования. Говорит ли Библия, как часто христиане собирали пожертвования? Вне сомнения; в Писании есть повеление жертвовать и есть указание, когда и как часто нужно это делать.

Как часто христиане жертвовали?

В Синодальном переводе 1 Коринфянам 16:2 звучит так:

В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.

Составитель известного библейского словаря греческого языка Тэйер (Thayer) переводит первую фразу так: «в каждый первый день недели». Посмотрим, почему.

В греческом эта фраза выглядит так: κατὰ μίαν σαββάτων (katá mían sabbátōn) и буквально переводится «по первым дням недели». Греческое слово «саббатон» означает «суббота» или «неделя», а вместе с числительным — означает день недели. Итак, более точный перевод на русский должен быть такой: «По первым дням недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает…». Интересно, что именно так и переведено слово «ката» в Деяния 14:23, где сказано:

Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви…

Вот этот отрывок на греческом: χειροτονήσαντες δὲ αὐτοῖς πρεσβυτέρους κατ᾿ ἐκκλησίαν (cheirotonēsantes dè autoís presbutérous kat’ ekklēsían): то есть, буквально «рукоположив им старейшин по церквям». Многие исследователи греческого языка согласны, что предлог «ката» имеет так называемую распределительную силу, то есть может переводиться как «каждый».

 

Выводы

Мы видим из Писания, что ранние христиане регулярно собирались и принимали Вечерю, изучали Писание, молились, жертвовали. Мы точно знаем, что некоторые из этих действий точно производились в первый день недели — Вечеря, проповедь и изучение Писания, пожертвования. Мы точно знаем, что христианам было повелено собирать средства каждый первый день недели. Подводя итог: из Писания можно показать, что ранние христиане собирались каждое воскресенье и главной целью собраний по воскресеньям являлось принятие Вечери Господней. Никаких библейских оснований не принимать Вечерю в какое-либо из воскресений нет.


См. также: Вечеря Господня и слово «вино».


© 2015–2016 Николай Гудкович.

Share