Метафора — едва ли не самая распространённая фигура речи в Библии. Соответственно, очень важно научиться не только правильно понимать метафоры при разборе библейского текста, но и извлекать из них всю возможную информацию.


Введение

Любая метафора, по определению, есть слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

Поскольку в метафоре происходит перенос значения, то в ней можно выделить два элемента: то, на что переносится значение (главный субъект), и то, с чего переносится значение (вспомогательный субъект).

Главный субъект

Главный субъект — это предмет или явление, на которые переносится значение. Выделение главного субъекта помогает понять, какое значение имеет метафора в тексте.

Например, в Притчи 25:21,22 говорится о том, что, помогая своему врагу, человек собирает горячие угли на его голову. Речь идёт о том, что враг устыдится и раскается (подробнее об этом в статье «Горящие угли на голову врага»). Итак, главным субъектом метафоры горячих углей являются стыд и раскаяние, ведущие к исправлению человека.

Другим примером может служить повеление во Второзаконие 25:4, «Не заграждай рта волу, когда он молотит». Метафорическое значение этой заповеди раскрывает апостол Павел, когда он пишет о том, что проповедник должен жить от проповеди (1 Коринфянам 9:9,10): «Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится?».

Вспомогательный субъект

Вспомогательный субъект — то, с какого объекта или явления переносится значение. Проникновение в суть вспомогательного субъекта не только поможет нам лучше понять значение метафоры, но и даст дополнительную информацию для решения экзегетических* задач, не связанных с текстом, который содержит данную метафору.

В качестве примеров вспомогательных субъектов рассмотрим вышеупомянутые «горящие угли» и «молотящего вола»: мы должны понимать суть явления, с которого переносится значение, и поэтому для понимания и правильного истолкования этих метафор нам нужно знать хотя бы в самых общих чертах, что такое горящие угли (это вроде бы просто), и как волы молотят зерно (тут сложнее: мы должны представлять себе, что такое обмолот зерна и как волы могут молотить… не говоря уже о том, что такое или кто такие волы).

Анализ метафор

Возможны разные подходы к изучению метафор, с которыми мы сталкиваемся в Писании.

  1. Установить и разобрать главный субъект и вспомогательный субъект.
  2. Установить и разобрать только главный субъект.
  3. Установить и разобрать только вспомогательный субъект.

Третий подход, в силу своей нелепости, обсуждению не подлежит.

Наиболее распространённым является, безусловно, второй подход, когда мы отмечаем лишь то духовное значение, которое имеет метафора, не обращая особого внимания на вспомогательный субъект.

«Я исчезаю, как уклоняющаяся тень», пишет Давид (Псалтирь 109:23 [108:23]), и мы понимаем, что он имеет в виду, не особенно задумываясь о том, что это за тень; идея понятна и так.

Этот подход выглядит вполне достаточным — но только в тех случаях, когда вспомогательный субъект очевидно является совершенно привычным и будничным явлением.

Применение первого подхода является наиболее эффективным: кроме главного субъекта, мы анализируем также и вспомогательный субъект, и получаем дополнительную экзегетическую информацию.

Бывают метафоры, которые сложно понять без разбора вспомогательного субъекта.

«Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня», говорит, обращаясь к Господу, Давид (Псалтирь 23:4 [22:4]). Как может успокоить жезл? Как может успокоить посох? Мы видим из контекста, что метафора жезла и посоха — часть большей метафоры, в которой Господь — пастух. Пастуший посох мог использоваться двояко: для того, чтобы подтолкнуть овцу в нужном направлении, или для того, чтобы защитить стадо от хищника. Жезл, кроме того — символ власти; таким образом, жезл и посох означают два проявления силы Господа: Он ведёт, направляет Давида и Он защищает его. Осознание этого и успокаивает Давида. Можно сказать просто: «это метафора, которая означает, что Господь успокаивает Давида», но согласитесь, что полнее и глубже мысль Давида раскрывается, когда мы уделяем внимание вспомогательному субъекту — пастушьему посоху.

Есть метафоры, которые без анализа вспомогательного субъекта невозможно понять правильно.

«Вы — соль земли», говорит Иисус Своим ученикам (Матфея 5:13). Привычное пояснение: «Соль использовалась для консервации, поскольку она предохраняла от гниения. А мы, как ученики Христовы, должны предохранять этот мир от распада». На первый взгляд, это вполне правдоподобно. Однако, вдумайтесь, что именно мы должны предохранять? Что должны были консервировать ученики Христовы в первом веке? Этот мир нужно не консервировать, а менять!

Отметим, что здесь речь идёт не просто о соли, но сказано «соль земли». В Луки 14:34,35 Иисус говорит ученикам, что соль, потерявшая силу, «ни в землю, ни в навоз не годится». Зачем соль нужна в навозе? Зачем соль нужна в земле? Для удобрения. Небольшое количество соли служит хорошим удобрением для бедной минералами песчаной почвы. Сеятель слово сеет. Землю нужно подготовить для посева. Мы, христиане, должны вести себя так, чтобы не отталкивать людей, находить подход к каждому человеку. Мы — соль земли. Для понимания этой метафоры критично важно понимать, для чего соль нужна в земле.

Заключение

Если мы хотим, чтобы наше истолкование библейских отрывков было точным и отражало именно тот смысл, который вкладывал Автор — мы должны при разборе метафор изучать как главный, так и вспомогательный субъект.

Приложение. Метафора точила: «точило гнева», «топтать точило»

Не будет лишним привести развёрнутый пример разбора метафоры. В этом приложении мы применим первый подход, как указано выше, и разберём оба субъекта метафоры точила (точило — котлообразный резервуар, чаще высекаемый в твёрдой скале, для давления винограда ногами).

И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия.

И истоптаны [ягоды] в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий.

Откровение 14:19,20.

Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.

Откровение 19:15.

Книга Откровения исполнена символов, для расшифровки которых нам необходимо обращаться к Ветхому Завету. Идея точила в книге Откровение — аллюзия на отрывок из книги Исаии:

Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле?

«Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое;

ибо день мщения — в сердце Моем, и год Моих искупленных настал.

Я смотрел, и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего; но помогла Мне мышца Моя, и ярость Моя — она поддержала Меня:

и попрал Я народы во гневе Моем, и сокрушил их в ярости Моей, и вылил на землю кровь их».

Исаия 63:2–6.

Отметим, что оба автора используют смешанную метафору — у Исаии речь сначала идёт о выдавливании виноградного сока в точиле (Исаия 63:2), а в следующем стихе мы видим, что топчут не виноград, но людей, и течёт в точиле не сок, а кровь; то же самое наблюдается у Иоанна: в Откровение 14:19 в точило бросается виноград, но в следующем стихе из точила течёт кровь.

Оба автора упоминают гнев и ярость, хотя и по-разному. У Исаии гнев и ярость встречаются в параллельной конструкции (попрал во гневе, сокрушил в ярости), тогда как Иоанн использует цепочку существительных в родительном падеже: точило вина ярости гнева (в первоисточнике нет союза между словами ярости и гнева). Это риторический приём, присущий койне: чем длиннее такая цепочка, тем значительнее, тем торжественнее вся фраза.

Точило гнева: главный субъект

Образ топчущего в точиле, несомненно, передаёт идею суда и возмездия — это и есть значение метафоры. Враги Божьи будут уничтожены — растоптаны, раздавлены — как бывают растоптаны и раздавлены ягоды винограда в точиле. Гнев — это суд, а ярость — приведение приговора в исполнение. Метафора точила передаёт полное уничтожение врагов.

Точило гнева: вспомогательный субъект

Вспомогательным субъектом этой метафоры является привычное для жителей Ближнего Востока явление: человек топчет ягоды винограда в точиле. Естественно, что при этом получается свежевыжатый виноградный сок. Это не имеет особого значения для главного субъекта и не влияет на духовный смысл метафоры, но вывод, который с необходимостью следует из вспомогательного субъекта этой метафоры, может пригодиться нам при изучении библейского текста. Вот этот вывод: греческое слово oinos может иметь значение «виноградный сок» наряду со значением «алкогольное вино».

Этот вывод не нравится тем христианам, которые являются сторонниками так называемого умеренного употребления алкоголя: по их мнению, например, Иисус Христос на свадьбе в Кане Галилейской превратил воду в алкогольный напиток (oinos; это дикое предположение подробнее разбирается в статье «Чудо в Кане Галилейской»).

«Точило вина ярости гнева»

В Откровение 19:15 об Иисусе Христе говорится, что «Он топчет точило вина ярости гнева Бога Вседержителя». Как изменяется метафора от добавления слов «вина ярости гнева»? Относится ли эта фигура речи к метафоре точила или к метафоре чаши (вина)?

Во-первых, что такое ярость гнева? Гнев (orgē) — это не эмоция, а действие: суд как процесс и осуждение как реакция на поступки нечестивых людей. Ярость (thumós) — это вспышка гнева, мгновенное (быстрое) и интенсивное проявление гнева.

Далее. Вспомогательный субъект этой метафоры — человек топчет ягоды винограда в точиле; точило наполняется вином (свежевыжатым соком). В Писании существует метафора вина ярости (чаши ярости, чаши гнева, чаши опьянения), у которой другие субъекты, и, соответственно, другое значение. Возможно ли, что здесь мы имеем дело со смешением двух этих метафор? Нет. Это невозможно грамматически.

Разбор этой фразы нужно начинать с конца. Что такое «ярость гнева»? Это, как уже говорилось, интенсивное проявление гнева — вспышка гнева.

«Точило вина», как мы разобрали выше, означает полное уничтожение противников. Соответственно, топтать точило вина ярости гнева означает унитожение противников при интенсивном проявлении гнева Божьего.


*) Экзегетика — библейская дисциплина, посвящённая истолкованию (выявлению значения) библейских текстов. Экзегетику не следует смешивать с герменевтикой, которая изучает методы истолкования Писания. Герменевтика вооружает исследователя Библии, даёт ему эффективные инструменты; с помощью экзегетики он получает ответ на вопрос, что именно значит для нас тот или иной отрывок. Приходится признать, однако, что почти любая статья, посвящённая герменевтике, почти неизбежно будет затрагивать вопросы экзегетики (и наоборот).


По-украински: Анатомія біблійної метафори.


© 2017 Николай Гудкович.

Share