«Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие], ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе» (Притчи 25:21-22). Что в этом отрывке означает собирать горящие угли?


Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою:
ибо, [делая сие], ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе.

Притчи 25:21-22.

Одна из версий, высказанная некогда раннехристианским писателем Хризостомом (Chrysostome), гласит, что делая доброе дело врагу, мы тем самым усугубляем его вину и, соответственно, наказание, которое он получит. Как параллельный, разъясняющий, стих приводится Псалтирь 140:9-10 [139:10-11]: «Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их. Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали» (см. статью «Псалмы проклятий»).  Угли в этих отрывках немного разные: в Притчи 25:22 это גחלים (gechalim) — угли, жар; в Псалтирь 140:10 [139:11] это גחלים באשׁ (gechalim ba’esh) — раскалённые угли (букв. угли с огнём), но это не особенно влияет на смысл. Что более важно — эта версия несовместима с контекстом Писания в целом, поскольку в таком случае мотивом благодеяния врагу является мстительность, но не любовь.

Отношение к врагам в Библии освещено достаточно хорошо, чтобы мы избежали ошибки в толковании отрывка Притчи 25:21-22:

Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется.
Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой.

Притчи 24:17-18.

Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему;
если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним.

Исход 23:4-5.

Как мы видим, помощь врагу предполагает, что он получит от нас какое-то благо — помощь и поддержку; в то же время неудачи врагов не должны радовать нас. Версию Хризостома, таким образом, необходимо отбросить.

Что же тогда означают угли, собираемые на голову врага?

Возможно такое объяснение: получив от нас помощь, наш враг устыдится; угли (а точнее, тлеющие угольки, жар) здесь являются метафорой стыда. Библеисты Кайл и Делич (Keil & Delitzsch), однако, отказываются принять эту версию, поскольку, по их мнению, когда человеку стыдно, у него «горят» щёки — тогда как угли на голове должны быть метафорой раскаяния, которое следует за осознанием своей вины.

Пресвитерианский комментатор Библии Альберт Барнс (Barnes) объединяет версию Кайла и Делича с отвергаемой ими «версией стыда»: он полагает, что разгадку нам подсказывает отрывок Левит 16:11-12 («И приведет Аарон тельца в жертву за грех за себя, и очистит себя и дом свой, и заколет тельца в жертву за грех за себя; и возьмет горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред лицем Господним, и благовонного мелко истолченного курения полные горсти, и внесет за завесу»), где горящие угли призваны вознести благовонный запах к Богу. Так же, по мнению Барнса, происходит и здесь: жгучий стыд превращается в молитву, покаяние и благодарность Богу.

Теолог-методист Адам Кларк (Clarke) в своих комментариях указывает на ещё одно возможное объяснение: угли, говорит он, нужны для того, чтобы растопить человека, сделав его добрее; метафора, по его мнению, отсылает нас к тому, как на углях плавят руду, получая чистый от примеси металл.

Версии, согласно которым горящие угли в Притчи 25:22 означают стыд, покаяние, их комбинацию (некий фактор, ведущий к тому, что человек смягчается), — имеют между собой нечто общее, а именно идею, что наш добрый поступок приводит к благотворным изменениям в сердце нашего врага.

Нельзя не добавить к этому, что отрывок Притчи 25:21-22 цитирует апостол Павел в послании к Римлянам, помещая эти стихи в красноречивый контекст:

18 Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.

19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.

20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.

21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

Римлянам 12:18-21.

Непосредственный контекст Римлянам 12:20 (призыв к миру, увещевание не мстить, повеление побеждать зло добром) подтверждает, что правильным объяснением словосочетания «горящие угли» в Притчи 25:21-22 является некое неприятное, но целительное переживание, которое приводит наших врагов к исправлению и очищению. Дополнительное подтверждение этой версии мы находим в возвышенных словах Иисуса Христа, которые записаны в Матфея 5:43-48, где Спаситель увещевает Своих слушателей любить врагов и молиться за гонителей, поскольку задача христиан — обратить своих врагов, сделав их друзьями Божьими.


См. также:

«Псалмы проклятий».

Пророк Елисей и «малые дети».

«Злой дух от Господа».


© 2016 Николай Гудкович.

Share