Многие люди, читающие библейское повествование об исходе и казнях египетских, рассуждают так: если Господь ожесточил сердце фараона, то фараон не виноват в своих поступках, и, следовательно, наказывать его за эти поступки было бы неправильно. Давайте разберёмся вместе, что произошло с сердцем фараона.
И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа.
Исход 4:21.
Вступление
Начнём с того, что казни египетские нужно всегда рассматривать как суд над фараоном, над египетским народом, и… над египетскими богами, — то есть над религиозной системой, господствовавшей в Египте. В Исход 6:6 Господь говорит: «Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими». Далее идея о судах повторяется (Исход 7:3-4): «но Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской; фараон не послушает вас, и Я наложу руку Мою на Египет и выведу воинство Мое, народ Мой, сынов Израилевых, из земли Египетской — судами великими». Господь знает, как будет, потому что Он всеведущ. Он знает всё. Он знает, что фараон не послушается, Он знает сердце фараона, Он знает, чем всё закончится.
Зачем же тогда казни? Затем, чтобы наказать фараона и египетский народ за идолопоклонничество и геноцид, но не только для этого. Казни нужны затем, чтобы преподать урок египетскому народу и потомкам фараона; затем, чтобы преподать урок израильскому народу; и затем, наконец, чтобы преподать урок всем народам, которые узнают об Исходе.
Полезно будет начать раскрытие этой темы с исторической справки.
Исторический контекст
Потомки Иакова (Израиля) переселились в Египет в 17-м веке до нашей эры. Учитывая, что один из детей Иакова, Иосиф, был вторым лицом в Египте после фараона, израильтянам в Египте жилось хорошо. Однако, в Писании мы читаем, что появился фараон, «который не знал Иосифа» (Исход 1:8).
Характер фараона
Тот, кто думает, что до десяти казней фараоны были мягкосердечными людьми, — жестоко ошибается. Новый фараон и его преемники начали проводить последовательную политику геноцида еврейского народа, и приложили максимум усилий, «чтобы он не размножался» (Исход 1:10). Фараон приказал ужесточить условия работы евреев, но этого ему показалось мало. Фараон приказал акушеркам, которые принимали роды у евреек, убивать всех детей мужского пола; впрочем, они его ослушались. Наконец, фараон попросту приказал всем египтянам убивать всех детей мужского пола у евреев.
Миссия Моисея
Мальчик из колена Левия по имени Аарон, родившийся до этого приказа, избежал опасности, а его младший брат, Моисей, казалось, был обречён. Однако мать Аарона, Мириам и Моисея нашла способ спасти сына: она положила его в корзинку и пустила её плыть по реке; малыша подобрала дочь фараона, и Моисей вырос при египетском дворе. В книге Исход мы читаем о том, как Моисей был вынужден бежать из Египта; читаем и о том, почему он вернулся. Господь поручил Моисею вывести еврейский народ из египетского рабства (Исход 3:7-10):
И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его
и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев.
И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне.
Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых.
Прежде чем мы перейдём к рассмотрению того, как действия Господа, которые Он совершал через Моисея и Аарона, влияли на сердце фараона, нам нужно познакомиться с теми словами, которые означают эти действия.
Ожесточение и отягчение сердца: грамматика и другие подробности
В контексте событий книги Исход используются три древнееврейских глагола: chazaq, qabad, qashah.
Chazaq (ожесточать, делать жёстким)
Глагол chazaq используется в двух породах: каль и пиэль.
В породе каль этот глагол означает «делаться твёрдым».
Пять раз говорится, что сердце фараона ожесточилось (chazaq): Исход 7:13, Исход 7:22, Исход 8:19, Исход 8:32, Исход 9:35.
Порода пиэль — фактитивная порода. Глагол в породе пиэль передаёт следующую идею: подлежащее совершает действие, которое приводит дополнение в состояние, описываемое глаголом в породе каль.
То есть глагол chazaq в породе пиэль означает, что Бог совершает некие действия, которые приводят сердце фараона в ожесточённое состояние. Какие это действия? Это чудеса, которые должны были убедить фараона отпустить израильский народ. Должны были, но не убедили — потому что фараон был жестокосердным человеком и ожесточал своё сердце в процессе общения с Господом (в лице Его представителей — Моисея и Аарона).
Восемь раз говорится, что Бог ожесточает (chazaq) сердце фараона: Исход 4:21, Исход 9:12, Исход 10:20, Исход 10:27, Исход 11:10, Исход 14:4, Исход 14:8, Исход 14:17.
Kabad (отягчать, отуплять, делать невосприимчивым)
Глагол kabad используется в породах каль и хифиль.
В породе каль этот глагол означает «делаться тяжёлым, тупым, невосприимчивым».
В Исход 9:7 говорится, что сердце фараона сделалось невосприимчивым.
Порода хифиль — каузативная порода. Глагол в породе хифиль передаёт следующую идею: подлежащее совершает действие, которое приводит к тому, что с дополнением происходит событие, описываемое глаголом в породе каль.
Фараон совершает некоторые действия, которые приводят к тому, что его сердце становится невосприимчивым; Бог совершает некоторые действия, которые приводят к тому, что сердце фараона становится невосприимчивым. Цель этих действий Бога — освободить еврейский народ из египетского рабства, но характер фараона таков, что действия Бога вызывают только ещё большее ожесточение его сердца.
Трижды говорится, что фараон отягчил (kabad, сделал невосприимчивым) своё сердце: Исход 8:15, Исход 8:32, Исход 9:34.
Дважды говорится, что Бог сделал невосприимчивым сердце фараона: Исход 10:1, Исход 14:4.
В Исход 7:14 используется производное от глагола kabad — прилагательное kabed, которое описывает состояние сердца фараона: оно упорно (т. е. бесчуственно, невосприимчиво).
Qashah (делать твёрдым, делать упрямым)
Глагол qashah используется в породе хифиль.
В Исход 7:3 Господь предсказывает, что Его действия приведут к тому, что сердце фараона станет более твёрдым.
Десять казней египетских и хронология состояния сердца фараона
Предсказания
Исход 4:21: Господь по всеведению Своему говорит, что все Его действия, направленные на освобождение народа израильского, только ожесточат (chazaq) сердце фараона.
Исход 7:3: Господь повторяет Своё предсказание, что действия, направленные на освобождение народа израильского, только сделают упорным (qashah) сердце фараона.
Ещё не казнь: жезл превращается в змея
Исход 7:13: Для того, чтобы фараон поверил, что Моисей с Аароном говорят от имени Бога, Аарон бросил перед фараоном свой жезл, и тот превратился в змея. Однако фараона это нимало не убедило, и он ожесточил (chazaq) своё сердце.
Казнь первая. Вода превращается в кровь
Исход 7:22: Фараон, не убеждённый тем, что вода стала кровью, ожесточил (chazaq) своё сердце.
Казнь вторая. Нашествие жаб
Исход 8:15: Фараон, которого нашествие огромного количества жаб испугало, пообещал отпустить народ израильский, и попросил Моисея умолить Бога отозвать это бедствие. Моисей выполнил эту просьбу, и нашествие жаб прекратилось. Фараон, увидев, что бедствие закончилось, сделал невосприимчивым (kabad) своё сердце.
Казнь третья. Мошки
Исход 8:19: В наказание за вероломство Моисей и Аарон наполнил Египет мошками, которые досаждали людям и скоту. Придворные волхвы фараона — и те догадались, что это — действие Бога («перст Божий»). Однако фараон вновь ожесточил (chazaq) своё сердце.
Казнь четвёртая. Рои мух
Исход 8:32: История повторяется: фараон испугался мух, рои которых заполнили Египет (за исключением земли Гесем, где компактно проживали евреи), попросил молиться за него, и пообещал, что отпустит народ Израильский. Едва мухи исчезли, фараон сделал невосприимчивым (kabad) своё сердце.
Казнь пятая. Мор скота
Исход 9:7: Следующим средством убеждения стал падёж скота, который затронул только скот египтян. Фараон, узнав, что мор не затронул домашний скот евреев, сделал невосприимчивым (kabad) своё сердце.
Интерлюдия
Как мы видим, фараон в течение долгого времени ожесточал своё сердце, делал его твёрдым и бесчувственным. В таком случае Бог предаёт людей «упорству сердца их» (Псалтирь 81:12 [80:13]). Смена формулировки — «Господь ожесточил» вместо «фараон ожесточил» — подчёркивает, что фараон в своём ожесточении прошёл точку невозврата.
Казнь шестая. Воспаления с нарывами
Исход 9:12: Кожные болезни, посланные Господом, также вызвали ожесточение сердца фараона, и Писание говорит об этом: «Но Господь ожесточил (chazaq) сердце фараона, и он не послушал их, как и говорил Господь Моисею». Здесь идёт отсылка на предсказания в Исход 4:21 и Исход 7:3. Мы уже знаем, что глагол в первоисточнике стоит в такой форме, которая означает, что действия Господа (казни) приводят сердце фараона в ожесточённое состояние.
Казнь седьмая. Град
Исход 9:34, Исход 9:35: Здесь интересно отметить, что Моисей предупредил фараона и египтян, что будет град, но он нанесёт ущерб только тому скоту и тем людям, которые в поле; египтяне, которые восприняли предупреждение Моисея всерьёз, не пострадали. Фараон в ужасе признал свою вину, но, как только град прекратился, он сделал своё сердце невосприимчивым (kabad, Исход 9:34) и ожесточил (chazaq, Исход 9:35) его.
Казнь восьмая. Саранча
Исход 10:1, Исход 10:20: Господь предупредил Моисея, что все Его действия отяжелили (kabad, Исход 10:1) сердце фараона, и что фараон не послушается даже после этой казни. Так и случилось: Господь убрал саранчу, но сердце фараона было ожесточено действиями Божьими (chazaq, Исход 10:20), и он опять не отпустил народ израильский.
Казнь девятая. Тьма
Исход 10:27: Даже после того, как на три дня Египет погрузился в глубокую тьму, фараон не смирился. Он было согласился отпустить еврейский народ, но наложил ограничение: евреи должны выйти без своего мелкого и крупного скота. Моисей возразил, что это ограничение неприемлемо, поскольку скот нужен для жертвоприношений. После этого фараон предсказуемо отказался отпустить евреев, поскольку его сердце ожесточилось (chazaq) из-за казней, постигших Египет. Фараон в раздражении сказал, чтобы Моисей больше не смел появляться ему на глаза, и Моисей пророчески ответил, что так и будет: Моисей больше не увидит фараона.
Казнь десятая. Смерть первенцев
Исход 11:10: Девять казней совершил Бог над Египтом, и все они лишь ещё больше ожесточили (chazaq) сердце фараона. Пришло время последней казни. Нужно отметить, что у фараона было время остановиться. Бог дал ему десять шансов — начиная с чуда превращения жезла в змею, и заканчивая глубокой тьмой. Фараон последовательно отверг все эти проявления милости; «возлюбил проклятие, — оно и придет на него» (Псалтирь 109:17 [108:17]).
Казнь последняя. Гибель фараона и его войска
Исход 14:4, Исход 14:8, Исход 14:17: Господь поразил всех первородных у египтян — и среди людей, и среди скота — и фараон, наконец, отпустил народ израильский. Вместе с евреями ушло множество людей из других народов (Исход 12:38). Фараон, оправившись от удара, бросился в погоню, и трижды говорится, что Господь ожесточил сердце фараона (и египтян): свершалась последняя, одиннадцатая казнь.
Заключение
Хронология ожесточения сердца фараона показывает, что он ожесточал своё сердце сам, пока не дошёл до точки невозврата. С этого момента Писание говорит о том, что Господь ожесточал сердце фараона — и это означает лишь то, что ожесточение зашло так далеко, что раскаяние стало невозможным. Господь знал заранее, что так будет, и использовал это в Своих планах, но Он не лишил фараона свободы воли и свободы выбора; своё проклятие и свою погибель фараон выбрал сам: его постигло вполне заслуженное наказание.
Для завершения статьи как нельзя лучше подходят слова Писания (Иакова 1:13-15):
В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,
но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;
похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.
См. также:
© 2017 Николай Гудкович.