Эти Псалмы содержат проклятия в адрес нечестивых, а также пожелания бедствий людям; иногда их называют «Псалмы проклятий». У иных читателей может возникнуть вопрос: как это попало в Библию? Давайте разберёмся, о чём эти Псалмы.


Псалтирь 7:9—17 [10—18]:

Плачевная песнь, которую Давид воспел Господу по делу Хуса, из племени Вениаминова.

10Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы,праведный Боже!

11Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем.

12 Бог — судия праведный, и Бог, всякий день строго взыскивающий,

13 если [кто] не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его,

14 приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими.

15 Вот, [нечестивый] зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь;

16 рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил:

17 злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя.

18 Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего.

Псалтирь 35:4—10 [34:4—10]:

Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился.

4 Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей; да обратятся назад и покроются бесчестием умышляющие мне зло;

5 да будут они, как прах пред лицем ветра, и Ангел Господень да прогоняет [их];

6да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их,

7  ибо они без вины скрыли для меня яму — сеть свою, без вины выкопали [ее] для души моей.

8 Да придет на него гибель неожиданная, и сеть его, которую он скрыл [для меня], да уловит его самого; да впадет в нее на погибель.

9 А моя душа будет радоваться о Господе, будет веселиться о спасении от Него.

10 Все кости мои скажут: «Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его?»

Псалтирь 59:9–17 [58:11–18]:

Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида.

11 Бог мой, милующий меня, предварит меня; Бог даст мне смотреть на врагов моих.

12 Не умерщвляй их, чтобы не забыл народ мой; расточи их силою Твоею и низложи их, Господи, защитник наш.

13 Слово языка их есть грех уст их, да уловятся они в гордости своей за клятву и ложь, которую произносят.

14 Расточи их во гневе, расточи, чтобы их не было; и да познают, что Бог владычествует над Иаковом до пределов земли.

15 Пусть возвращаются вечером, воют, как псы, и ходят вокруг города;

16 пусть бродят, чтобы найти пищу, и несытые проводят ночи.

17 А я буду воспевать силу Твою и с раннего утра провозглашать милость Твою, ибо Ты был мне защитою и убежищем в день бедствия моего.

18 Сила моя! Тебя буду воспевать я, ибо Бог — заступник мой, Бог мой, милующий меня.

Псалтирь 69:22–33 [68:23–34]:

Начальнику хора. Псалом Давида. Песнь.

23 Да будет трапеза их сетью им, и мирное пиршество их — западнею;

24 да помрачатся глаза их, чтоб им не видеть, и чресла их расслабь навсегда;

25 излей на них ярость Твою, и пламень гнева Твоего да обымет их;

26 жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих,

27 ибо, кого Ты поразил, они [еще] преследуют, и страдания уязвленных Тобою умножают.

28 Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою;

29 да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся.

30 А я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня.

31 Я буду славить имя Бога [моего] в песни, буду превозносить Его в славословии,

32 и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец с рогами и с копытами.

33 Увидят [это] страждущие и возрадуются. И оживет сердце ваше, ищущие Бога,

34 ибо Господь внемлет нищим и не пренебрегает узников Своих.

Псалтирь 83:8—18 [82:9—19]:

Песнь. Псалом Асафа.

9  И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.

10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,

11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.

12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,

13 которые говорили: «возьмем себе во владение селения Божии».

14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.

15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,

16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;

17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!

18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,

19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.

Псалтирь 109:6–20 [108:6–20]:

Начальнику хора. Псалом Давида.

Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.

Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;

да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой;

дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою;

10  да скитаются дети его и нищенствуют, и просят [хлеба] из развалин своих;

11  да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его;

12  да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его;

13  да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде;

14  да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится;

15  да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле,

16  за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его;

17  возлюбил проклятие, — оно и придет на него; не восхотел благословения, — оно и удалится от него;

18  да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его;

19 да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.

20  Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!

21  Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня,

22   ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне.

23  Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу.

24  Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука.

25  Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами.

26  Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей,

27  да познают, что это — Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это.

28  Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется.

29  Да облекутся противники мои бесчестьем и, как одеждою, покроются стыдом своим.

30  И я громко буду устами моими славить Господа и среди множества прославлять Его,

31  ибо Он стоит одесную бедного, чтобы спасти его от судящих душу его.

Псалтирь 137:7—9 [136:7—9]:

7 Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».

8 Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!

9 Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!

Псалтирь 139:19–22 [138:19–22]:

Начальнику хора. Псалом Давида.

19 О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого! Удалитесь от меня, кровожадные!

20  Они говорят против Тебя нечестиво; суетное замышляют враги Твои.

21  Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя?

22  Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне.


Рассмотрим несколько версий.

 

Версия первая. «Ветхий Завет был более жестоким, нежели Новый».

Это попросту неверно. Как Ветхий Завет повелевал относиться к врагам? Врага, как и всякого ближнего, следовало любить, как самого себя.

Исход 23:4—5:

Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; 5 если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним.

 Притчи 24:17:

Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется.

Притчи 25:21—22:

Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: 22 ибо, [делая сие], ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе.

(См. также Римлянам 12:20—21).

А как Новый Завет относился к врагам истины? Враги истины заслуживают проклятия.

1 Коринфянам 16:22:

Кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят; Господь грядет.

Галатам 1:8—9:

Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет проклят.9Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет проклят.

Характер Бога не изменился — мы должны любить ближних, включая своих личных врагов; и должны знать, что врагов пути Божьего ожидает проклятие.

 

Версия вторая. «Эти псалмы — отражение дикости древних людей, живших в жестоком мире. Бог не одобряет чувств, выраженных в этих псалмах».

Это не может быть верно, потому что нам известно, что вся Библия вдохновлена Богом.

2 Тимофею 3:16—17:

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, дляисправления, для наставления в праведности,17да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.

На это иногда возражают, что по вдохновению в Писании бывают записаны чьи-то лживые или ошибочные представления (например, Бытие 3:4, Псалтирь 14:1 [13:1])). Это верно; но учтите, что некоторые из этих псалмов использовались в богослужении (Псалтирь 69:1-36 [68:1-37], Псалтирь 109:1-31 [108:1-31], Псалтирь 139:1-24 [138:1-24])! Едва ли это возражение можно отнести к нашему случаю.

Кроме того, мы не видим никаких выражений неодобрения этих псалмов со стороны Господа.

 

Версия третья. «Давид был жестоким и мстительным человеком».

И это не может быть правдой. Что мы знаем о характере Давида?

Деяния 13:22:

…поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои.

(См. также 1 Царств 13:14).

3 Царств 15:5:

…Давид делал угодное пред очами Господа и не отступал от всего того, что Он заповедал ему, во все дни жизни своей, кроме поступка с Уриею Хеттеянином.

Сам Давид пишет о своем отношении к врагам так (Псалтирь 35:13-14 [34:13-14]):

13 Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое. 14 Я поступал, как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать.

 

Версия четвертая. «Эти псалмы выражают желание справедливости — возмездия врагам и спасения угнетенных».

Эта версия представляется наиболее согласующейся с контекстом, характером Бога и здравым смыслом.

Обратите внимание:

  1. Речь никогда не идет о личных врагах, но о врагах истины и справедливости, врагах Божьих.
  2. Проклятия в этих псалмах не составляют всего содержания. Параллельно всегда идет тема избавления праведников и прославление Бога за то, что Он спасает надеющихся на него. Спасение праведных неотделимо от наказания угнетателей.Пример того, как праведники желают возмездия, есть и в Новом Завете (Откровение 6:10). Но и там речь не идет о возмездии личным врагам. Праведники были убиты за «слово Божие и за свидетельство, которое они имели», и, соответственно, справедливость и милосердие к детям Божьим требует возмездия врагам истины, слова Господнего.
  3. Эти псалмы — не единственный в Ветхом Завете пример того, как спасение и радость праведных связаны с наказанием нечестивых (см., например, Наум 1; Иоиль 3).
  4. Идея т. наз. возвратного возмездия (когда угнетатель сам становится угнетенным; убийцу убивают и т. д.) часто встречается в Ветхом Завете (см. Иеремия 50:29; Иезекииль 9:10, 11:21, 22:31; Аввакум 2:5—10). Та же идея видна в Откровении 17 и 18 (обратите внимание на Откровение 18:6—8). В этом контексте, в частности, становятся понятными ужасные слова «Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» (Псалом 136:9 [137:9]). В качестве синекдохи на взятие города с сопутствующими этому ужасами использована страшная картина гибели детей. «Дочь Вавилона» была наказана, и орудием Божьего гнева были выбраны мидяне и персы. Естественно, они были блаженны (т. е. благословенны) в качестве Божьего жезла, что не исключает их собственной ответственности за жестокость. Никакой радости по поводу собственно гибели детей автор псалма не испытывает.

См. также:

Горящие угли на голову врага.

Пророк Елисей и «малые дети».

«Злой дух от Господа».


© 2008–2016 Николай Гудкович.

Share