Если вы читаете Библию регулярно, то уже сталкивались с тем, что некоторые места в Библии, как может показаться, противоречат другим местам или нашим представлениям о морали, нравственности, милосердии, справедливости и т. д. Мы постараемся разобраться с такими отрывками и убедимся, что противоречия в Библии — мнимые.


Христиане верят в буквальное, дословное вдохновение Библии. Это отдельная и очень обширная тема, но коротко эту идею можно сформулировать так: Божественный автор Писания — Дух Святой — вдохновил людей написать книги Библии таким образом, что авторы-люди передали не просто мысли Божьи, но и слова Божьи, хотя стиль написания каждой книги несёт выразительный отпечаток автора-человека.

Христиане верят в непогрешимость первоисточников Библии. Мы увидим, что в современные переводы Библии внесены некоторые отклонения от первоисточников (хуже того — часто это делалось преднамеренно), но установить, что же написано в каждом месте Писания всё же представляется возможным. Итак, Писание не может содержать в себе противоречий, потому что это богодухновенное слово Божье. Вдохновенный псалмопевец сформулировал это так (Псалтирь 119:38 [118:38]):

Откровения Твои, которые Ты заповедал, — правда и совершенная истина.

Божьи откровения истинны, праведны (правильны), и более того — они совершенно (полностью) истинны.

Как уже говорилось, внимательному читателю может показаться, что некоторые места в Библии содержат в себе несовершенства. Эти несовершенства делятся, как правило, на такие типы:

  1. Противоречие одного отрывка Библии другому, параллельному.
  2. Противоречие отрывка Библии контексту Библии или определённым центральным идеям Библии (к таким можно отнести неизменный характер Божий, понятия милосердия и справедливости).
  3. Противоречие отрывка Библии известным научным фактам — историческим, археологическим и т. д.

Поскольку Библия вся совершенно истинна, то в ней не может быть таких разногласий и расхождений, и мы рассмотрим, как внимательный читатель может объяснить подобные мнимые противоречия.


Приложение. Разбор мнимых противоречий

«Злой дух от Господа». В Первой книге Царств мы читаем, что Дух Господень сошёл на Давида, «а от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа» (1 Царств 16:14). Злой дух? От Господа?!


«Надлежит быть и разномыслиям между вами». Некоторые христиане отстаивают такую идею: разногласия в церкви по вопросам учения допустимы и терпимы, если эти вопросы относятся к категории «второстепенных». В подтверждение этого лжеучения обычно приводят стих 1 Коринфянам 11:19, где говорится, что между христианами должны быть разномыслия. Но… разве то же самое послание Павла не говорит, чтобы христиане были едины — то есть, чтобы между них не было разделений?

Знамение Ионы. Как долго тело Иисуса было в гробнице («в сердце земли»)? Как могло пройти «три дня и три ночи», если Его погребение произошло в шестой день недели, а воскрес Он в первый день следующей недели — то есть через два дня?

Ожесточение сердца фараонова. Многие люди, читающие библейское повествование об исходе и казнях египетских, рассуждают так: если Господь ожесточил сердце фараона, то фараон не виноват в своих поступках, и, следовательно, наказывать его за эти поступки было бы неправильно.

Давал ли Бог заповеди о всесожжении и жертве? В книге пророка Иеремии Господь говорит: «отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве» (Иеремия 7:22). Но ведь Господь явно и неоднократно давал заповеди о всесожжениях и жертвах (см. Исход 20:24), верно?

«Отсеки руку её». Согласно Закону Моисееву, если мужчины дерутся, то женщина, вмешавшаяся в эту драку, должна быть наказана. «Отсеки руку её: да не пощадит глаз твой», — читаем мы во Второзаконие 25:12. На первый взгляд, это кажется ужасным.

«Он Назореем наречётся». Читая у Матфея об этом сбывшемся пророчестве, читатели вправе задаться вопросом: «Где именно у пророков сказано, что Мессия будет назван Назореем?».

Мешает ли богатство войти в Царство Божье? Полузнание хуже незнания: слова Христа о том, что богатому трудно войти в Царство Небесное, породили у многих людей ошибочное представление, что Иисус Христос был противником богатства и защитником пролетариата. Носители социалистических идей с удовольствием записывают Господа в свои ряды, называя Его чуть ли не первым социалистом.

«И многие тела усопших святых воскресли». Одно из удивительных событий, произошедших непосредственно после смерти — воскресение умерших святых в Иерусалиме. Но ведь Библия Иисуса Христа первым из воскресших, разве нет?

«Мы видели звезду Его на востоке». Волхвы пришли в Иерусалим, чтобы узнать, где родившийся Царь Иудейский. Они пришли, потому что узнали о Его рождении и хотели поклониться Ему. О рождении же Царя они узнали, увидев на востоке «Его звезду». Критики Писания утверждают, что здесь заключена проблема: ведь волхвы пришли с востока.

«С лукавым — по лукавству его». В благодарность за избавление от врагов царь Давид прославил Господа песней, в которой, в частности, было сказано: «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно, с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его».


Достоверность Библии и «несуществующие» хетты. Противники Библии на протяжении веков использовали хеттов как аргумент против достоверности Писания — поскольку никаких археологических свидетельств существования этого народа, упомянутого в Библии более сорока раз, не было.


Шесть или семь? Когда мы читаем в книге Притчей «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его», то у нас должен возникнуть вопрос: так всё-таки шесть или семь?


Пророк Елисей и «малые дети». Некоторые люди, читая 4 Царств 2:23,24, негодуют: «Справедливо ли, что за безобидное поддразнивание пророк Елисей проклял маленьких детей, — да так, что малышей разорвали медведи?!».


«Псалмы проклятий». Эти Псалмы содержат проклятия в адрес нечестивых, а также пожелания бедствий людям. У иных читателей может возникнуть вопрос: как это попало в Библию?


Раскаивается ли Бог? Бытие 6:6 и 1 Царств 15:29: один из этих стихов говорит, что Бог раскаялся, тогда как второй утверждает, что Богу не свойственно раскаиваться.


© 2016–2017 Николай Гудкович.

Share